Об instagram.
Жизнь достается нам из вторых, а то и третьих рук, исковерканная, измазанная и, словом такая, которую мы никогда не ощутим сами, не переживем, не прочувствуем и не сможем включить ее элементы в свое Я. Мы перенимаем ее через посредников, будь то люди, будь то электронные устройства и книги. Мы не читаем для того, чтобы познать, не слушаем, чтобы насладиться, не путешествуем, чтобы прочувствовать, не чувствуем, чтобы жить. Мы отреклись от нашего достоинства и создали иную реальность, инфантильную, детскую, сексуализированную и конформистскую.
Феномен, а точнее колоссальный успех, instagram'а обьяснить с позиций гуманистического психоанализа действительно легко, если обратиться к книге Эриха Фромма "Здоровое общество".
Приведу обширную цитату оттуда: "К числу наиболее поразительных примеров подобного потребления удовольствий относится моментальная фотография, ставшая одним из наиболее значительных способов проведения досуга. Символичен рекламный девиз фирмы "Кодак", с 1889 г. немало способствовавшей распространению фотографии во всем мире: "Вы нажимаете на кнопку, а остальное делаем мы". Это одно из первых обращений к чувству "кнопочной" власти; вы ничего не делаете, вам не надо ничего знать, все делается за вас; нажать кнопку - вот все, что от вас требуется. И в самом деле, моментальная фотография стала одним из наиболее существенных выражений отчужденного зрительного восприятия, потребления в чистом виде. "Турист" с его камерой - яркий символ отчужденного отношения к миру. Постоянно занятый фотографированием, он сам фактически вообще ничего не видит, кроме как сквозь глазок фотоаппарата, выполняющего роль посредника. Камера видит за него, а результат доставившей ему удовольствие поездки - коллекция снимков, заменяющих впечатления, которые он мог бы получить, но не получил".
Объектов, которые публикуют в instagram — бессчетное множество, однако стоит рассмотреть самые массовые, дабы переложить их в плоскость психоанализа. В основном мы видим а) людей в компании на вечеринках, б) питомцев, в) селфи-фото людей в примерочных магазинов, г) некоторые вещи людей, будто то 1) еда, 2) одежда, 3) книги. Говорить далее об объектах фотографирования цели не имеет, ибо от общего есть риск перейти к частному настолько, что это станет сродни поштучному собиранию пылинок на ковре, когда есть пылесос. Хотя имеет ли действительный смысл описывать каждый мини-феномен такого грандиозного обмана? Не лучше ли примером показать причину, механизм и последствия таких символических действий?
Мы наблюдаем кадры — отдельные, впечатанные в матрицу фотокамеры, объекты, сохраненные и зарезервированные — в приложении к биологии аналогом такого было бы помещение чего-то в формалин и прочие консерваторы, что позволят некогда живое материи сохраняться для их нужд — всегда чисто прагматических, ибо мертвое и омертвелое к душевным качествам относится не будет. Мы видим, как человек выкладывает в этот грандиозный файлообменник фотографии себя в примерочной. Зачем? Это консервация чувства удовлетворения от полного социального принятия, возвращение себя в среду толпы, где добродетелью считается марионеточное потребление в неограниченных количествах одежды, ибо без подобных ритуальных действий мы окажемся в социальном остракизме. Мы отчуждаемся от собственного тела, со всеми его непривлекательными изъянами, грубыми шрамами, шероховатыми родинками и нежданными прыщами, скрывая его под брендовыми кусками ткани, такими, что ныне удобны обществу, что ныне обществом котируются и дают право быть его частью. Мы рассматриваем свое тело как определенный капитал, который желательно приумножить и маркетинговыми ходами вроде эротических фотосессий приукрасить так, чтобы цена на него на рынке тел была максимальной. Мы отчуждены от реальности в ее чувственном переживании и полноценной ощущаемости. Мы живем фотографией себя, причем никогда не реальной, случайной и моментальной, а скорее обманкой за игривыми фильтрами, качественной ретушью, кривыми позами, надутыми губами и килограммами макияжа.
Зачем выкладывать фотографии еды? "Я был, я ел, вот смотрите". Два ракурса рассмотрения этого вопроса приходит на ум: битва за билет в социум и отчуждение, причем оба направления мысли берут свое начало охотнее в отчуждении от самого себя, от своего подлинного естества без рамок и опасности остракизма, молчаливого неприятия. Первый ракурс — охотнее можно назвать непродуктивным и поверхностным, а второй же — достаточно сложной и многогранной проблемой ориентации современного человека. Заформалиненая еда, оставшаяся лишь в памяти, миновав органы чувств, опять же спасает нас от одинокости и беспомощности против масс. И это не впечатление "вау! ", сохраненное в снимке, а скорее снимок, передающий впечатление и распространяющий это льстивое зловоние среди окружающих.
А селфи-фотографии — это и вовсе самый яркий признак и симптом глобального отчуждения от самого себя. Ты — уже не ты, а некая обманка, лукавство, которое ласково подменяет тебя в глазах общества, которое теперь, не видя в тебе социальных или физических изъянов, с большим удовольствием схватит тебя своими сетями, дав поистине заслуженное право стать частью механизма, обслуживающего самого себя в погоне за удовольствием из вторых рук, уст, тел. Мы не любуемся собой в зеркале и не чувствуем каждую часть своего тела, а смотрим и наблюдаем за тем, как наше воображаемое Я, отлитое в фотографии, оценивают чужие люди, как они восхищаются нами и стараются получить то же взамен. Мы выставляем себя на витрину instagram'a и ждем, что нас предварительно хорошенько оценят, а после мы продадим себя максимально дорого какому-нибудь первому встречному, которого в течении двух недель назовем партнером, а через три недели ляжем с ним в постель.
А если в такой же манере рассмотреть порнографию? Просмотр ее сродни участия в тех действиях, что записаны на видео. Рассматривая тела актеров, их действия, акты, мы невольно становимся соучастниками данного вида деятельности, создавая безбрежную проекцию на эти 20 минут, что и позволяет нам реализовать половую функцию нашего организма. Мы уже не занимаемся любовью, не ласкаем партнера и не доставляем ему душевное удовольствие своим телом, нежностью, лаской и страстью, а используем готовый материал лишь для потребления, для удовлетворения своих влечений и страстей.
Подробнее читайте о вечернем макияже глаз
http://makiyazhglaz.com/vidy-makiyazha-glaz/vecherniy-makiyazh-glaz