Актёрская шпаргалка: Подготовка к репетиции.
Тишина - удобрение для искусства. Репетиция, начатая в суете, внутренней и внешней, на суету и растрачивается. Пожалей собственное время, впустую растраченное на ерунду, реши всю мелочь заранее.
Репетиция - от слова проба. Вообще-то это слово, конечно, от французского слова Repeter, то есть повторять. Вот мы и приходим часто повторять, и только. Но в славянских языках для этого занятия есть слово "Проба", и это гораздо ближе к делу
. Каждый раз мы что-то на репетиции пробуем - новый кусок, новый ход, новый градус игры. Так что вопрос перед началом - "что сегодня пробовать будем? Может, насколько закрепилось предыдущее, может, новое приспособление, может, сегодня другой партнер. Но не повторяй, а всегда пробуй.
Репетиция - исправление предыдущих ошибок. В общем - то, это про то же самое. Пробуй новое, исправляй то, что не вышло вчера, приноси новое. Только не работай магнитофоном, не повторяй так же и то же, что и вчера. Тогда вся репетиция бессмысленна.
Ошибаться - нужно! Ко всем чертям страхи "а Вдруг не Получится", "ой, у меня не выйдет! Страх тормозит все твои способности, цепенеют мышцы, сдавливается дыхание, отключается воображение, гибнет игра. Так что иди на площадку за ошибками!
Не знаешь текста - Мейерхольд не спасет. Тут исключения бывают, и мастер иногда говорит: не учи текст, пробуй ситуацию импровизационно. Но если дополнительных запретов нет - учи! Потратишь время до репетиции - будет за что схватиться в минуту жизни трудную, хоть слова выговоришь, да и с запятыми и ударениями наполовину разберешься сам, не дожидаясь окрика. Профессиональный актерский кошмар во сне: "выхожу на сцену, а слова вылетели из головы. Споткнешься не на сверхзадаче, а на гвозде. Не поленись подготовить реквизит, проверь костюм до того, а не во время того. Большинство актерских баек о страшных случаях начинаются с того, что "выхожу я на сцену, а портфель (шпагу, письмо, авоську, бутылку и т. д. ) забыл! " Не надейся на бутафора, на партнера, все проверь сам и не раз. И кстати, в новом спектакле выясни, в какую сторону открываются двери на сцене. А то бывали такие случаи.
За чужой реквизит - убьют! Никогда не трогай чужой реквизит, костюм, приготовленный для репетиции или спектакля. Я поставил трость в нужном месте за кулисами, выскакиваю на секунду со сцены - а какой-то "Товарищ" взял ее на минутку поиграть! Да я его разорву на части и буду прав! И, кроме того, на уровне даже биоэнергетики это мое, моим потом пропитано, моими нервами обыграно, слезами полито. И тебе моя энергетика, таящаяся в этом предмете, платке, портсигаре не поможет, только повредит. Береги свой реквизит и костюм и берегись чужого!
Одевайся для дела, а не для эффекта. Работать на площадке должно быть удобно: сесть, лечь, кувыркнуться - нет проблем. Режиссера ужасно раздражают заявления: "Я в Этой Юбке не Могу Встать на Стул", "а можно, я эти брюки пачкать не буду? Зачем пришел - для того и одевайся. И то же самое дамам по поводу причесок и макияжа. Красоваться будем на спектакле!
Минута молчания об исходном. Не кидайся на сцену, как в открывшиеся двери метро; сосредоточься, возьми важнейшие обстоятельства, обнови свое знание "зачем я туда иду, чего мне там хочется? " Короче, помолчи секунду - другую и иди не из кулис, а из жизни, уже действуя!
На сцену идут за удовольствием! В случае если для тебя каждый вызов на площадку сродни вызову к доске в школе, если главная мысль - скорее бы кончилась репетиция - родной мой, беги ты отсюда, пожалей свою молодую жизнь! Весь этот сумасшедший дом, именуемый театром, имеет смысл только тогда, когда тебе на сцене интересно, радостно. Других прелестей от него не жди, их не будет!