У любого жанра есть мэтры и есть рядовые ремесленники.
Есть свои мэтры и у жанра перфоманса. Одна из них - Марина абрамович. В 1974 году эта в высшей степени экстравагантная и необычная дама устроила один из самых известных своих перфомансов под названием "Ритм О". Суть была в следующем. На столе в аудитории лежало 72 предмета разного бытового назначения - от самых невинных до самых опасных. Например: бритвенный помазок, гребень для волос, зеркальце, шарфик, шило, букет цветов, опасная бритва, боевой заряженный пистолет. Госпожа Абрамович сидела в зале неподвижно, подобно статуе, позволяя зрителям прикасаться к себе, в том числе - предметами, лежащими на столе. В чем смысл? Вы." - спросите В том, что неподвижный теплокровный объект, не оказывающий сопротивления, рано или поздно становится объектом насилия. Так почему-то получается. Люди вначале ведут себя вполне прилично: осторожно и настороженно. Просто смотрят. Потом они робко приближаются к живому объекту и прикасаются к нему. Марина Абрамович сидит, не мигая, изображая статую. Люди вначале кончиками пальцев прикасаются. Потом берут веер и машут им на подопытную. Берут гребешок и причесывают ее. Посмеиваются. Так продолжается сколько-то времени. И вот наступает момент, когда участники перфоманса вдруг начинают покалывать сидящего человека булавками. Дальше - больше. Пытаются нанести порез, сильнее уколоть, пырнуть, потянуть за волосы. Беззащитность объекта, статус немой жертвы распаляет участников. Свою роль играет и чувство коллективизма. Все же в толпе ты "Вроде" ни в чем лично не виновен: все кололи - и я колол. Коллективный человек бессознателен в вопросах насилия почти. Наконец один из участников взял пистолет и навел его на испытуемую …. На этом перфоманс закончился. Марина встала и пошла по направлению к публике. Люди стали разбегаться - то ли от эффекта ожившей статуи, то ли от реальности сопротивления. Сама Абрамович позже говорила, что ждать решения от публики означает дать себя убить.
По сути, цель перфоманса - опытно показать человеку, что внутри у него спит, свернувшись до времени в клубочек, дикое животное. Пару часов назад кто-то шел по улице и разглядывал витрины - и вот он уже потенциальный убийца. Каково? Исходя из пользы произведенного опыта, у меня даже пропадает желание насмехаться или критиковать подобные непривычные виды искусства. Ведь вывод стоит того, и игра стоит свеч. Мы же читаем в прессе, что какой-то педагог оказался педофилом, какой-то полицейский - садистом, какой-то сенатор нюхает героин на гей - вечеринке. Мы возмущаемся: как так? Культурные же люди! А дело все в том, что культура ничего не лечит, но лишь временно одевает папуасов в модные пиджаки и плащи. Потом плащи с пиджаками сбрасываются … вот он идет по улице под ручку с женой - культурный представитель самой культурной цивилизации. Он на перфоманс идет. Там он будет первые полчаса культурно сидеть, как в театре, а потом постепенно увлечется атмосферой зрелища, развяжет галстук, вспотеет от увлечения и подойдет к испытуемой, держа в руке шило … или он революционный борец за счастье собственной страны. Его голова светлых идей полна. Уму непостижимо, как всего через два - три месяца он превратится в палача и насильника, а пыточный подвал с беззащитной жертвой полюбит больше всех демократических благ на свете.
Цивилизация легко смывается. Стоит человеку в модной шляпе свернуть с центральной улицы в некий переулок и сделать десять шагов по лестнице вниз (или по лестнице вверх), стоит очутиться где-то там, где вместе со шляпой снимают стыд, - и перед нами уже человек без макияжа культуры и цивилизации. Поэтому не стоит удивляться и делать круглые глаза, слыша о каннибализме, изнасилованиях, пытках и многом ином, совершаемом "Культурными Людьми", когда "солнце сядет и карта ляжет". - Отрывок из книги "бремя страстей. Тайная жизнь наших душ", Андрей Ткачев.