Учимся подбирать правильные цвета. Как правильно сочетать (подбирать) цвета?
- Учимся подбирать правильные цвета. Как правильно сочетать (подбирать) цвета?
- Цветовой круг сочетание цветов в интерьере. Сочетание цветов в интерьере – 6 секретов, которые должен знать каждый
- Теория цвета для художников. Гёте, Шеврель и другие
- Круг Иттена. Цветовой круг Иттена
- Теория цвета для дизайнеров. Что такое цветовой круг в дизайне
- Цветовой круг сочетание цветов. Сфера применения
Учимся подбирать правильные цвета. Как правильно сочетать (подбирать) цвета?
Здравствуйте!
Правила подбора цветовых тонов продиктованы таким явлением как солнечный свет и то, как этот свет воспринимают наши глаза. С этим мы разобрались в прошлой статье. Сегодня будем учиться, как же правильно сочетать (подбирать) цвета.
Сочетание основных и дополнительных цветов цветового круга.
Сочетания основных цветов цветового круга.
Любой цвет (цветовой тон) из цветового круга взятый за основу, при сочетании цветов (цветовых тонов) называется ключевым .
Между собой сочетаются:
- родственно-контрастные
- и контрастные цвета цветового круга.
Родственно – контрастные цвета.
Родственно-контрастными цветами для ключевого цвета (тона) являются цвета, распложенные на цветовом круге в пределах 90⁰ (ключевой цвет посредине). Тоесть по обе стороны от ключевого цвета.
Например, на картинке ниже ключевой цвет желтый.
Контрастные цвета.
Контрастными для ключевого цвета являются цвета, распложенные на цветовом круге в пределах 90⁰ напротив ключевого цвета. Например: желтый ключевой цвет и контрастные ему цвета.
Сочетание дополнительных цветовых тонов (полутонов).
На картинке ниже показана схема системы цветовых полутонов.
Согласно этой системе каждый цвет имеет 9 оттенков:
- бледный;
- чистый;
- светлый;
- яркий;
- тусклый;
- светло-серый;
- очень тёмный;
- тёмный;
- глубокий.
Например: все оттенки желтого цветового тона.
Каждый из оттенков указывает на свойство цвета (бледный, светлый, яркий и т.д.)
Между собой сочетаются:
- родственные,
- родственно-контрастные,
- контрастные полутона цветового круга.
Сочетание родственных цветовых полутонов.
Сочетание родственных цветовых тонов происходит в пределах одного цвета. Сочетать эти оттенки можно в разных вариациях. И поскольку все они производные от одного цвета, сочетание их в разных вариантах воспринимается естественно, производит единое впечатление и создает спокойный образ. Например:
Сочетание родственных оттенков сине — зеленого цветового тона.
Сочетание светлого (bt) и яркого (vv) оттенков сине — зеленого цвета.
Сочетание чистого (cl) и глубокого (dp) оттенков сине — зеленого цвета.
Сочетание родственных оттенков красного цвета.
Сочетание светлого(bt) и глубокого(dp) оттенков красного цвета.
Сочетание бледного(pl) и яркого(vv) оттенков красного цвета.
Сочетание родственно-контрастных цветовых полутонов.
Сочетание родственно — контрастных цветовых тонов происходит между цветовыми тонами расположенными в пределах 40⁰ в одну или другую сторону, с ключевым цветом на цветовом круге включительно. Сочетание происходит между одинаковыми оттенками родственно-контрастных цветовых тонов.
Цветовой круг сочетание цветов в интерьере. Сочетание цветов в интерьере – 6 секретов, которые должен знать каждый
Наверняка вы замечали, что уют и красота дома в очень большой степени зависит от сочетания цветов. Возможно, вы заметили и то, что при оформлении интерьера просто следование интуиции не всегда приводит к желаемому результату. И это нормально, ведь большинство из нас не являются дизайнерами и не знают про «третичные цвета», цветовой круг Иттена и прочие профессиональные вещи.
Но как ни крути, знать основные принципы сочетания цветов в интерьере очень полезно всем. Ведь эти знания можно применять не только в выборе штор и краски для стен, но и при выборе одежды, например.
И к счастью, чтобы научиться сочетать цвета, вовсе не нужно иметь степень бакалавра. Сегодня мы расскажем вам об основах теории цвета, которые нужно знать каждому, кто хочет научиться хорошему вкусу и делать свой дом красивым, в формате «вопрос-ответ».
1. Сколько цветов можно использовать в интерьере?
Беспроигрышный вариант — сочетать всего 3 цвета: основной, дополнительный и акцентный (об этом подробнее в следующем вопросе). А чтобы интерьер не был скучным (такое тоже возможно при простой схеме), вы можете усложнить его за счёт использования разных оттенков трех цветов, ну и за счет интересных фактур.
Если вы уверены в своем вкусе и готовы хорошенько поработать с цветовым кругом (о нем тоже расскажем ниже), то вы можете попробовать сочетать 5 цветов. Большее количество красок в интерьере может перегрузить пространство и создать визуальный хаос.
- Впрочем, строгого правила на этот счет нет. Так, например, профессиональные дизайнеры умеют составлять сложные палитры из большого количества оттенков.
2. В каких пропорциях распределять цвета в интерьере?
В этом вопросе можно применить новое правило Парето — 60:30:10. Согласно ему, больше половины пространства должен занимать основной цвет (это могут быть стены, пол, потолок, ковры, шторы, крупная мебель), 30% площади нужно отвести под дополнительный цвет и 10% — под акцентный.
- Так как основной цвет играет роль фона, то он должен быть спокойным, ведь чистые и яркие цвета в большом количестве утомляют зрение. Но! Всегда есть компромиссные варианты. Если вам очень нравится малиновый цвет, то нужно использовать его же, но в разбеленном оттенке или с серой базой. Синий цвет можно заменить голубым или синим с примесью серого оттенка.
- Второй цвет должен занимать в два раза меньше площади – всего 30%. Дополнительный цвет, как следует из названия, должен дополнять и поддерживать основной. Каким же он должен быть? Проще всего выбрать оттенок, который в цветовом колесе находится по соседству. Например, если вы выбрали в качестве основного цвета зеленый, то в пару к нему можно выбрать синий или желтый.
- Поскольку акцентный цвет занимает всего 10% площади, то он должен быть ярким или контрастным, а именно противоположным дополнительному цвету в круге Иттена (о нём ниже).
Важные дополнения:
- Ахроматические цвета (белый, серый и черный) можно не учитывать, так как они абсолютно нейтральны и только «связывают» все остальные цвета.
- Универсальное и самое простое решение выглядит так: стены – это доминирующий цвет, мебель (в том числе обивка) – дополнительный, предметы интерьера – акцентный.
3. Как пользоваться цветовым кругом?
Цветовое колесо Иттена – это помощник всех дизайнеров. Он позволяет визуально представить, какие цвета гармонично сочетаются друг с другом. Базовое колесо состоит из 12 цветов, но теоретически оно может быть расширено за счет включения бесконечного числа оттенков.
Как же пользоваться цветовым кругом? Это довольно просто, нужно только знать схемы и не бояться «играть» с колесом. Схем по сочетанию цветов в круге существует множество (см. рисунок ниже). Но есть три базовых алгоритма.
Схема 1. Монохроматическое сочетание цветов – когда комбинируются родственные оттенки из одного сегмента круга.
Схема 2. Контрастное сочетание цветов – по этому принципу сочетаются противоположности. Например, зеленый с красным.
Схема 3. Гармоничное сочетание цветов – в этом случае подбираются оттенки-соседи по окружности, например, синий, голубой и зеленый.
- В нашей статье о том, как спланировать цветовую гамму кухни , вы сможете узнать больше подсказок по применению трех перечисленных схем.
- Вы можете купить круг в художественной лавке или воспользоваться он-лайн сервисами. Например,или в приложениях для телефонов.
4. Нужно использовать только теплые или только холодные оттенки?
В интерьере можно сочетать и холодные, и теплые цвета. Например, удачным будут такие комбинации: насыщенный теплый цвет + два холодных/свежих оттенка либо чистый холодный цвет + солнечные теплые тона.
5. На что ориентироваться при выборе цветовой гаммы интерьера?
Существует расхожее мнение, что цветовую гамму нужно выбирать исходя из особенностей окружающей местности. Например, если вы живете на юге или, скажем, в тропиках, то интерьер стоит оформить с яркими цветами либо в прохладных тонах. А если речь идет о городской квартире, предположим, в средней полосе России, то предпочтение следует отдать приглушенным спокойным оттенкам.
Теория цвета для художников. Гёте, Шеврель и другие
Последующие научные и оптические исследования, изложенные в таких работах, как «Теория цветов» Иоганна Вольфганга фон Гёте (1810) и «Закон одновременного цветового контраста» Мишеля Эжена Шевреля (1839), привели к выводу (1), что три основных цвета – это красный, жёлтый и синий (RYB); и что все другие цвета могут быть созданы путём различных комбинаций или смесей этих основных цветов или их дочерних цветов; (2) что эта теория смешивания цветов в равной степени применима к поведению светлых цветов (лучей света), добавленных вместе (аддитивное смешивание), и цветных пигментов, добавленных вместе (субтрактивное смешивание).
Если первое заключение было в основном верным, то второе оказалось ложным. Это произошло потому, что поглощение света материальными субстанциями (например, пигментами или красителями) происходит по другим правилам, нежели восприятие света глазом.
К концу 19 века учёные в Великобритании и Германии обнаружили, что восприятие цвета лучше всего понимать в терминах другого набора основных цветов – красного, зелёного и синего/фиолетового (RGB) – используя модель, основанную на свете. Более поздние исследования специалистов по трихроматии показали, что эти цвета воспринимаются особым образом тремя типами цветовых рецепторов или колбочек в сетчатке глаза.
Художественные движения XIX века, которые основывались на определённых теориях цвета, включали Неоимпрессионизм (1880-е, 90-е), Пуантилизм (1880-е, 90-е), ответвление Дивизионизма (Хромолюминаризм) – см. также Итальянский дивизионизм (ок. 1890-1907 гг.), Клуазонизм (1888-94) и Синтетизм (1888-94).
Наконец, промышленные химики 20-го века, изучавшие смешивание пигментов и красителей, обнаружили, что поведение этих материалов лучше всего описывается и регулируется с помощью третьей цветовой модели, основанной на первичных цветах – голубом, пурпурном (красном) и жёлтом (CMY). В полиграфической промышленности, поскольку эти чистые пигменты дороги, чёрный цвет (K) заменяется на равные части CMY для снижения стоимости краски, таким образом, получается четвёртая цветовая модель – система CMYK. Эти важные научные достижения были несколько замутнены рядом популистских книг, таких как «Современная хроматика» (1879) американского физика Огдена Руда, и цветовыми атласами Альберта Манселла ( Munsell Book of Colour , 1915) и Вильгельма Оствальда ( Colour Atlas , 1919).
Художественные движения двадцатого века, которые основывались на определённых теориях цвета, включали Орфизм (ок. 1910-13), Лучизм (ок. 1912-14) и Синхронизм (ок. 1913-18).
Последующие научные и оптические исследования, изложенные в таких работах, как «Теория цветов» Иоганна Вольфганга фон Гёте (1810) и «Закон одновременного цветового контраста» Мишеля Эжена Шевреля (1839), привели к выводу, что три основных цвета – это красный, жёлтый и синий (RYB); и что все другие цвета могут быть созданы путём различных комбинаций или смесей этих основных цветов или их дочерних цветов; что эта теория смешивания цветов в равной степени применима к поведению светлых цветов (лучей света), добавленных вместе (аддитивное смешивание), и цветных пигментов, добавленных вместе (субтрактивное смешивание).
Если первое заключение было в основном верным, то второе оказалось ложным. Это произошло потому, что поглощение света материальными субстанциями (например, пигментами или красителями) происходит по другим правилам, нежели восприятие света глазом.
К концу 19 века учёные в Великобритании и Германии обнаружили, что восприятие цвета лучше всего понимать в терминах другого набора основных цветов – красного, зелёного и синего/фиолетового (RGB) – используя модель, основанную на свете. Более поздние исследования специалистов по трихроматии показали, что эти цвета воспринимаются особым образом тремя типами цветовых рецепторов или колбочек в сетчатке глаза.
Художественные движения XIX века, которые основывались на определённых теориях цвета, включали Неоимпрессионизм (1880-е, 90-е), Пуантилизм (1880-е, 90-е), ответвление Дивизионизма (Хромолюминаризм) – см. также Итальянский дивизионизм (ок. 1890-1907 гг.), Клуазонизм (1888-94) и Синтетизм (1888-94).
Круг Иттена. Цветовой круг Иттена
Как часто, подбирая гардероб или выбирая краску для стен, вы задумывались – какой же цвет подойдет и сочетается ли он с другими цветами одежды или комнаты? Если этот вопрос для вас сложен – цветовой круг Иттена поможет решить эту проблему просто и легко.
Цветовой круг Иттена – что это
Как устроен круг
Комбинации на круге Иттена
Другие оттенки
Инструменты для выбора палитры
Что делать дальше
Что почитать по теме
FAQ
Подведем итоги
Давайте разберемся, что же представляет данный круг и как его использовать.
Цветовой круг Иттена – что это
Своеобразная таблица, которая показывает, как меняются и сочетаются цвета – это и есть цветовой круг Иттена простыми словами. Цветов может быть разное количество, но изначально их должно быть 12.
Эту палитру придумал швейцарский талантливый художник Йоханнес Иттен. Он был известным теоретиком в сфере дизайна и создал книгу «Искусство цвета». Как раз в этой книге художник и разобрал суть работы с цветовым кругом и описал основы цветовой гармонии.
Основная задача цветового круга – помочь найти гармоничные сочетания цветов. В наше время, такой способ подбора краски является одним из самых популярных, ведь опираясь на него можно подобрать не только одежду, но и палитру для интерфейса или стиля иллюстрации.
Как устроен круг
Круг Иттена состоит из 12 секций, окрашенных в разные цвета, разделенные на 3 секции:
- Первичные цвета. На основе смешивания этих цветов создаются другие разнообразные оттенки. К таким цветам относят – синий, желтый и красный.
- Вторичные цвета получаются благодаря смешиванию первичных цветов. Это цвета – зеленый, оранжевый и фиолетовый. Для того чтобы получить фиолетовый – нужно смешать красный и синий, для зеленого – желтый и синий, для оранжевого – красный и желтый.
- Третичные цвета. При смешивании первичного и вторичного цвета можно получить еще 6 цветов. Например, зеленый и синий дают сине – зеленый, а красный и фиолетовый – красно – фиолетовый.
Комбинации на круге Иттена
Различных комбинаций использования цветов при помощи круга Иттена бесконечное множество. Рассмотрим самые популярные из них.
Дополнительные (комплементарные) цвета
Суть комплементарного сочетания достаточно проста – выбор цветов, которые расположены на противоположных сторонах круга. Такой способ используют для создания акцентов в интерьере или дизайне веб – сайта, а так же для придания изюминки во внешнем облике человека. Для этого один из цветов выбирают главным и используют в большей мере, а второй – дополнительным и используют минимально.
К таким сочетаниям можно отнести, например, желтый и фиолетовый.
Классическая триада
Для того чтобы сделать выбор цвета необходимо равносторонний треугольник наложить на круг Иттена. Так мы получим 3 сочетаемых цвета. Используют данный способ для того чтобы разнообразить необходимую цветовую стилистику.
В качестве примера данного сочетания может быть такая палитра – красно – оранжевый, сине – фиолетовый и желто – зеленый.
Контрастная триада
При таком сочетании выбирают два соседних цвета и один противоположный им. Это необходимо, если вам нужно сделать контраст, но вы хотите его слегка приглушить.
Примером такой триады могут послужить желтый, зеленый и красно – фиолетовый.
Аналоговая триада
Для создания композиции выбирают три соседних цвета. Таким образом, можно их расставить по «старшинству» – основной цвет, который занимает большую площадь, поддерживающий, для разбавления, и дополнительный, помогающий создавать акценты.
Цветовая гамма, в этом случае, может быть такая: желтый, желто – оранжевый и оранжевый.
Тетрада
Цвета выбираются на основе квадрата, вписанного в круг иттена, то есть, те цвета, на которые указывают углы этого квадрата. Такое сочетание используют, например, для того, чтобы сделать иллюстрацию более яркой и разнообразной.
К таким цветам можно отнести желтый, красно – оранжевый, фиолетовый и сине – зеленый.
Схема прямоугольника
В данной схеме цвета выбираются, как и в квадратной, то есть, от углов прямоугольника. Отличительной особенностью является то, что здесь есть по два цвета комплементарных пар. Желательно, выбрать один цвет за основной, а все остальные – дополнительными. Такие цвета используют, когда хотят сделать картинку менее яркой.
Примером могут послужить следующие цвета – оранжевый, красный, зеленый и синий.
Схема шестиугольника
Для более динамичной картинки может потребоваться 6 цветов. Для этого в круг вписывают шестиугольник и получают 3 пары дополнительных цветов.
Другие оттенки
Стандартный цветовой круг рассчитан на 12 цветов. Все эти цвета достаточно яркие, и не всегда уместны в использовании. Но что делать, если эти цвета нам не подходят, и нужны другие?
Для того чтобы найти подходящий оттенок, необходимо к каждому из этих цветов добавить черный или белый, то есть, затемнить или осветлить краску. Так же, мы можем разделить каждый цвет на бесконечное множество. Для этого необходимо взять два соседних цвета и перемешивать их между собой в разных пропорциях, пока не достигнем нужного оттенка.
Теория цвета для дизайнеров. Что такое цветовой круг в дизайне
Цветовой круг — это инструмент для визуализации цветовых отношений в дизайне.
В 1666 году Исаак Ньютон разработал первую версию цветового круга, который до сих пор используется в дизайне для разработки цветовых комбинаций.
Цветовой круг помогает в выборе эффективных цветовых сочетаний, уравновешивающих друг друга. Когда сумма всех цветов складывается в серый или нейтральный, композиция становится сбалансированной и создает ощущение правильности дизайна.
Особенности цветового круга в дизайне:
- В цветовом круге RGB — это голубой, пурпурный и желтый.
- В цветовом круге RYB — фиолетовый, оранжевый и зеленый.
- В цветовом круге RGB — это оранжевый, зеленовато-зеленый, весенний зеленый, лазурный, фиолетовый и розовый.
- В цветовом круге RYB — это красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый.
Основные цвета (Primary Colors) — это набор цветов, которые при смешивании создают все остальные цвета на цветовом круге.
Основные цвета зависят от того, какой цветовой круг используется. В дизайне различается несколько цветовых кругов. Красный и синий постоянны в цветовых кругах, а зеленый и желтый взаимозаменяемы.
Таким образом основные цвета в дизайне — красный, синий, зеленый или красный, синий, желтый.
В цветовом круге RGB основные цвета при сложении создают чистый белый свет, а в цветовом круге RYB — чистый черный.
Вторичные цвета (Secondary Colors, смешанные с основными)
Имеем 3 вторичных цвета в дизайне.
Третичные цвета (Tertiary Colors, объединение вторичного цвета с основным)
Всего существует 6 третичных цветов в дизайне.
Цветовой круг сочетание цветов. Сфера применения
Первоначально основным назначением данного инструмента являлось максимальное упрощение процесса поиска идеального цветового решения в сфере живописи. Позже этот инструмент поиска сочетаемости оттенков перекочевал в иные области, включая и ее величество моду.
Применение инструментов колористики в моде для создания гармоничных образов.
Все представители творческих профессий (фотографы, модные стилисты, визажисты) активно применяют в своей работе круг Йоханнеса Иттена и других создателей подобных схем.
В целом палитра цветов круга здорово помогает при достижении гармонии и создании ярких контрастов в сфере фотографии, дизайна, гардероба и макияжа. Этот инструмент грамотно структурирует основные цвета, подчиняя все имеющиеся оттенки некой логике, которая соответствует нашему цветовосприятию.
После Иттена подобные схемы сочетаемости, базирующиеся на цветовой логике. Создавали многие художники, ученые и изобретатели. Данные круги могут быть самыми разными, при этом все подчинены единому принципу: главенствующие цвета спектра расположены в строгой последовательности.
Разница между ними заключается в количестве представленных цветов в одном круге (двенадцать, двадцать четыре и больше), в визуализации представленных тонов и самых разных дополнениях (первичные и вторичные тона, шкала степени света оттенков). Удобнее всего начинать с цветового круга правила сочетания цветов Иттена.
Цветовой круг Иттена в самом простом виде.
Использование круга в фешн-индустрии
Подбор оттенков, согласно различных схемам и системам – неотъемлемые составляющие современной фешн-индустрии. Однако такие знания нужны не только дизайнеру, но и каждому человек, желающему составить модный образ.
При походе по бутикам перед многими возникает непростая задача правильного выбора и сочетания нескольких предметов одежды разных тонов в единый лук. Согласитесь, неумение удачно комбинировать имеющиеся в распоряжении цвета, зачастую приводит к плачевному итогу. Получается унылый черный или скучный серый гардероб, иногда разбавленный вкраплениями белого. Увы, надевать такой набор неохота, а более яркие оттенки комбинировать страшно.
Цветовые круги помогают формировать удачные ансамбли одежды, сочетая яркие, смелые оттенки грамотно.
Палитра цветов круга поможет понять допустимые и корректные сочетания, подсказав, как всегда выглядеть идеально. Применение ярких вещей в вашем гардеробе дает уникальную возможность в каждом случае создавать стильные модные луки, гарантирующие ошеломительный успех.
Цветовой круг позволяет формировать гардероб, используя яркие и небанальные сочетания.