«Синие воротнички» фотобизнеса.
1. О бесплатных съемках
Порассуждать на уже подзатасканную тему творческих съемок заставил один случай произошедший недавно.
Вышло так, что в новогодние праздники образовалось некоторое количество свободного времени, и я решил вновь заняться «неблагодарным делом», а именно, пофотографировать TFP, разбавив эту идею экспериментом в виде несвойственных мне тем и образов в несвойственной же мне стилистике, отдав это все на откуп «снимающимся», на их вкус и пожелания.
Казалось бы, чего тут такого, условия TFP давно всем понятны и схема достаточно известна, но в очередной раз удивился. Забегая вперед скажу что в ходе обсуждения съемка сорвалась и не была реализована, в связи с чем в своей незначительной публикации хотел бы порассуждать о взаимоотношениях фотографов и, нет не моделей, а повторюсь- снимающихся, на некоммерческой основе.
Но обо всем по порядку.
Кому интересно TFP и что оно из себя представляет?
Интересно оно пожалуй всем по той простой причине что в ходе таких съемок реализуется творческая идея, интересная каждому участнику, каждый из них достаточно опытен и компетентен в своей сфере, то есть предполагается что это люди примерно одного профессионального уровня. Это взаимовыгодное сотрудничество, исключительно в интересах творчества, основополагающим моментом которого является тот непреложный факт, что никто никому не платит «за работу». В таком случае предполагается что расходы несут в равных долях все участники проекта/съемки, ибо все реализуют общий интерес. Замечу, что это вариант творческой съемки когда реализуется одна общая идея, интересная каждому участнику в таком сотрудничестве, это проект движимый людьми находящимися на «одной волне». Но! Не только таким взаимовыгодным сотрудничеством отличается работа TFP, помимо уже ставшей классической идеи творческой реализации существует некое разнообразие форм «бесплатных» съемок, с иной пропорцией сил и ответственности. Так, начинающая модель или начинающий фотограф делая задел на будущее, на свое будущее, профессиональное или творческое, идут на сотрудничество за портфолио, за возможность наработки необходимого опыта, то есть тот случай когда данная съемка интересна одному ее участнику более, чем другому. Это вполне нормально, если не возникает разногласий об уровне ответственности в подготовке к данной совместной работе для интересов одного.
И вот тут уже хочется более детально рассмотреть, в каком случае и как определять эти острые моменты- «кто что должен» для успеха задуманного.
Давайте считать кто чем вкладывается в реализацию, итак:
Модель- личное время (образ в некоторых случаях, а именно одежда и аксессуары, расходы на визажиста или косметику.
Фотограф-личное время, амортизация фототехники(она имеет свойство ломаться) , аренда фотостудии (даже если и своя студия, - великое благо фотографа, то платить все равно придется в конце месяца, плюс опять же амортизация студийного оборудования, с ним происходит то же что и с фототехникой.
Визажист(стилист, парикмахер и т. д. ) -личное время, расходы на косметику (она рано или поздно так же заканчивается.
Ретушер-личное время, специальное программное обеспечение.
На TFP съемках ретушеры как правило не задействованы ибо их интерес не очевиден вообще, и при любом раскладе бесплатно они делать ничего не будут, исходя из реалий современности ретушь одного фото в среднем составляет 1000 рублей. В подавляющем большинстве случаев фотограф и ретушер на творческих съемках предстают в одном лице. Работа визажиста, опять же в среднем (может достаточно серьезно колебаться в любую сторону) на один качественный образ составляет около 3000 рублей. Примерно столько же будет стоить -покупка, прокат одежды и аксессуаров, либо работа дизайнера.
Предположим у нас одна модель в одном образе два часа съемочного времени и три готовых фото. Образ модель готовила сама, фотограф сам себе ретушер, что же выходит?
Затраты модели составят от 3000 до 5000 рублей (могут опять же отличаться в зависимости от города и прочих факторов, я беру среднероссийские цены.
Затраты фотографа- 5000+3000+2000 (соответственно- личное время+ретушер+аренда) итого 10 рублей, как минимум в два раза больше чем любой другой участник такой съемки(Напомню, рассматриваем вариант Взаимовыгодного сотрудничества, где реализуется идея представляющая интерес для каждого и уровень профессионализма в среднем одинаковы. Довольно странная пропорция этой самой взаимовыгодности, вам так не кажется? Ведь выходит что фотограф так или иначе затрачивает сил времени и да, как ни крути финансов минимум вдвое больше любого другого участника, а результат (итоговые фотографии) все получат в одинаковом объеме.
Да, ситуация складывается довольно странная, творческая съемка подвергается все большим репрессиям, фотографы задирают ценники, а TFP модели продолжают «наглеть», считая что фотограф «должен». Таким образом мы вплотную подошли к вопросу о взаимоотношениях фотографов и моделей на TFP съемках.
2. Об отношениях
Итак, свои соображения о взаимодействии фотографа и модели сдобрю примерами из общения о котором упомянул в самом начале, по истине хрестоматийный случай.
Напомню, от безделия предложил девушке TFP (у нас в городе модели крайне нерешительны (звездануты) и сами никогда не предлагают, ждут, что их будут желать и зазывать на всякого рода проекты которые им непременно понравятся и для которых они себя видимо и берегут) на условиях что я снимаю бесплатно то, что интересно ей в той манере в которой ей хотелось бы получить снимки, и намерен потратить свое личное время, навыки, способности, использовать свою фототехнику, и студийное оборудование(частично свое, частично оборудование в арендной фотостудии. Исходя из того что мне по сути интереса никакого, считай что съемка становится равносильна рождественскому подарку, я предлагаю модели оплатить два часа аренды студии. и тут настало время удивлению: «Мне ещё съёмку предложили, кстати, и затраты я не беру на себя, а если и зайдет об этом речь, то возможно будем складываться, и я буду уверенна в том, что люди работать пришли и получать хорошие снимки.
И если я так тщательно подготавливаюсь к фотосету: одежда, прическа, макияж и т. д., то это уже понятно, что я не просто пофоткаться иду. Для меня фотсеты это практика и часть моих планов.
И ещё. вы там постоянный клиент в этой студии и странно, что с вас берут деньги(цитата) ».
Эмм, .
Заметки на полях
1. Если вам где то предложили фотосъемку в которой вы вообще ни на что не тратитесь, это ни есть правило, и аргумент в переговорах с фотографом, помните о том, что возможно в том случае есть личная глубокая заинтересованность фотографом, возможно идея, которую он хочет воплотить, или попытка набраться опыта и сформировать свое портфолио, которое в будущем станет его саморекламой, соответственно он и оплачивает свой личный интерес, и никак не по причине ваших «красивых глаз», возможно это некий конкурсный проект и свой возможный успех фотограф не намерен делить ни с кем, в том числе и с моделью, причины могут быть любыми. Не самый лучший вариант переговоров, путем шантажа и журения тем, что где то вам предложили «легкие» условия. А может тот фотограф просто не уверен в итоговом результате? И дабы не облажаться по полной просто не делит с вами затраты.
2. «И если я так тщательно подготавливаюсь к фотосету. » Да без «Если», что бы быть уверенной в качественном результате, иного, кроме как вашей тщательной подготовки быть не может в принципе!
3. И впрямь странно что в арендной студии в которой я постоянный клиент с меня берут деньги, на этом фоне даже не так странно выглядит то что я постоянно хожу отовариваться в один и тот же магазин продуктов и с меня там (внимание) тоже берут деньги.
«Да и в студии, я всегда снималась бесплатно»(цитата от туда же)
Заметки на полях (продолжение)
1. Стоп! Ультиматум и укор, это на фоне того что человеку предложили за бесплатно, просто так реализовать то что ему хочется, и после этого простите, наезд.
Я вижу что данная модель весьма «компетентна, знакома с практикой съемок и обладает умением переговоров с фотографом, ее профессиональный (и моральный) уровень явно выше моего». Всегда снималась бесплатно, это уже отмечал выше, фотограф либо: а. бесконечно в вас влюблен (причем тайно) , б. просто начинающий фотограф, которому еще моральные его устои не позволяют брать деньги за неведомый даже ему результат, а хочется, да и портфолио наработать надо.
2. Предложение о TFP ведь не является публичной офертой, это вас не обязывает участвовать так или иначе, но вместе с тем совершенно недопустимо такое поведение.
Помните- то, как вы ведете переговоры на 90% определит успех или не успех вашего сотрудничества. Проявлять неуважение к человеку только по тому, что он не предлагает то как вам мечтается, это верх опрометчивости, вполне может статься что удастся прийти к согласию, но когда настроение (и впечатление) испорченны с самого начала, дальнейшей работы уже быть не может.
Психологическая составляющая во взаимоотношениях фотографов и моделей крайне важна, если есть негатив о каком творческом союзе может идти речь? Возможно вы крутая модель, о работе с которой мечтается решительно каждому фотографу, но тогда это должно быть отражено как минимум в вашем портфолио ( в моем случае модель примеры своих работ не предоставляла, ссылаясь тем не менее на немалый опыт.
«. А то так написали, что будто я подурачится приду а вы там будете один вкалывать»-а ну как и правда, чего это в самом деле, труд модели на площадке неоспорим, но зачем же вносить предположение, как высказался один из моих коллег- «делают из фотографа Штатив с автоспуском»? Мнение модели перед и во время съемки учитывается конечно, и здорово когда оно есть, но вот попытки нытья, истеричного поведения, обидчивости никогда еще не работали на результат. И успех того, что переговоры закончатся съемкой или сама съемка будет результативной весьма сомнительны.
Есть ряд этических аспектов поведения в сфере фото творчества (и неприложных правил в сфере фотоБизнеса. TFP модель в частности всегда заботится о качественном образе (если не оговорено иное) и тем более если это составляет ее сугубо личный интерес, всегда предоставляет наиболее полное представление о себе посредством портфолио;
как минимум уважает труд того человека (фотографа) с которым собирается сотрудничать, он не раб и не обслуга, и не тайный воздыхатель, готовый на самоотверженные подвиги. В конечном счете, его времени и труда уйдет намного больше- работа модели закончится с последним спуском затвора камеры, у фотографа она же продолжится на (возможно) достаточно длительный срок, и чем менее «качественной» окажется подготовка модели, тем более трудоемкой будет post-prduction, и как следствие малоудовлетворительный, либо непредсказуемый результат. Девушки/парни идущие на съемку TFP очень редко являются профессиональными моделями, в большинстве своем это просто люди, которым не чужда фотография, и для меня (уверен-не только для меня) как фотографа с теперь уже немалым опытом съемок в различных жанрах выглядит странным то, когда такая «модель» прикладывая усилия для создания того образа который нужен ей-делает одолжение фотографу. Детально проработанный образ это конечно один из определяющих моментов при подготовке съемки, но(в моем случае, и подобных) не вложение в общий интерес, и не обязывает меня нести все прочие финансовые затраты, что бы запечатлеть то что интересно снимающейся девушке. Попробуйте с этой идеей просто подойти к любому фотографу, и скажите- я хочу так, скорее всего вы услышите сумму гонорара, если вы это предложите на условиях TFP, то как минимум вам придется заинтересовать фотографа, что бы он себе так же четко как и вы представлял выгоду от такого сотрудничества.
Подводя итог, хочется озвучить несколько пожеланий, моделям:
1) Если вы идете на TFP, это не значит- Халява, будьте готовы нести затраты пропорционально своим интересам.
2) Уточняйте условия такого сотрудничества в первую очередь.
3) Если вам по каким либо причинам эти условия покажутся неприемлемыми- а) не устраивайте скандалов и не сыпьте претензиями, помните о том что вас не принуждают к съемке, б) вы всегда можете договориться. в) и наконец, негодуя, вы просто теряете свое лицо, демонстрируете неуважение к человеку без достаточных на то оснований, понижая его уважение к вам в свою очередь.
4) Не диктуйте на съемочной площадке свои условия, не пытайтесь управлять процессом. Во первых, мало кому из фотографов такое нравится, во вторых, вы бесконечно много можете знать о себе, о своих выгодных и невыгодных ракурсах, но у фотографа тоже может быть блестящая идея. Во вторых, помните о том что самые лучшие снимки получаются тогда когда вы покидаете свою «зону комфорта».
5) Не доставайте фотографа по завершении съемок вопросами типа- «когда будут фотки! ». Это творческая фотосъемка, то что называют-для души, и соответственно коммерческий заказ автоматически отодвигает обработку ваших фотографий, - это не из вредности.
Фотографам:
1) Не стремитесь получить нужные вам фотографии любой ценой, в такой погоне можно потерять свое лицо, профессиональную репутацию, и возможно затраты не окупят результат.
2) (по сути примечание к предыдущему пункту) Репутация вас как TFP фотографа развращает снимающихся, ваш труд перестает быть ценен, (за исключением случаев о которых опять же уже неоднократно говорилось в этой статье-вы либо начинающий фотограф и только нарабатываете опыт, либо сама суть съемки не подразумевает того что вам будет платить модель. Замечено, что многие, уже состоявшиеся фотографы очень часто предлагают TFP просто ради съемки как таковой, творчества там никакого, это по большей части обычные, почти бытовые фотографии, для радости снимающихся, это ни есть правильно. Помните, зачем дарить то, что для большинства фотографов представляет товар на продажу (возможно и для вас самих, если вы не исключительно творческий фотограф, принципиально не снимающий за деньги. Это правда принесет некоторую популярность у снимающихся и тихое негодование у коллег) Не убивайте сферу фотографии как творчество и бизнес!
3) Ваш благородный поступок «сделать красиво» скорее всего не будет оценен (в половине случаев люди получив фотографии с творческой съемки, не публикуют их, храня в недрах личных архивов, либо при публикации забывают о маленьком «спасибо» не ссылаясь на фотографа, - печально, но факт.
Можно бесконечно долго говорить о тонкостях отношений фотограф-модель, некоторый антагонизм будет всегда, но печально смотреть на то, как в пору доступности фототехники и как следствие появления большого числа фотографов их стали воспринимать как рабочий класс, этакие «синие воротнички» фотобизнеса, ребята из обслуги.