"О Чувственном И Вульгарном В Арабском Танце".
Из интервью с Еленой Рамазановой:
Когда мы говорим о вульгарности в восточном танце, мы имеем в виду безвкусное утрирование чувственности, подразумеваем, что движения исполнительницы неприличны. Вульгарными могут быть и неопытные танцовщицы, которые еще не познали чувства меры в выражении своих эмоций, и даже профессионалы, если вульгарность присуща им по характеру или воспитана неправильным обучением. Есть танцовщицы, которые сильно утрируют все движения или, к примеру, на протяжении всего танца держат рот открытым - эффект получается крайне развязным.
Я считаю, что на российской сцене нет откровенно вульгарных танцовщиц. Напротив, много "Сухих" девушек - с хорошей техникой и наклеенной улыбкой. Женщина должна быть чувственна в танце!
Чувственность может проявляться не , внимание, только в страсти, пылкости и большой амплитуде движений. Например, известная египетская танцовщица сухер Заки, которая сделала очень много для развития беллиданса, придумала многие элементы, которые мы сегодня используем в танце, на сцене всегда очень сдержанна. Она и в жизни очень скромна, однако это не мешало ей приводить в восторг зрителей. Мужчины, смотревшие ее выступления, забывали о сидящих рядом с ними женах. Движения в ее танцах были плавными, исполненными чувства и ни в коем случае не вульгарными. Можно сказать, что она танцевала аристократично.
В Египте в слово "Вульгарный" вкладывается дополнительный смысл, который близок к значению слова Vulgaris в латыни - "обыкновенный, простой". Вульгарными считаются так называемые "Уличные" танцы, с фольклорным духом, танцы простолюдинок. В них есть доля озорства и хулиганства, особенно жесты - например, танцовщица закрывает глаза или прикрывает их рукой.
Включение "Уличных" элементов в танец от разных факторов зависит. Прежде всего - от среды, из которой происходит танцовщица. Жестикуляция, эмоциональность свойственны всем жителям Египта. Есть отдельные районы, где на улицах принято громко кричать, ругаться, такое общение сопровождается выразительной жестикуляцией. По коммуникативному поведению человека можно определить, из какой области он происходит: из Александрии, Асуана или мали. Региональные особенности манеры общении, конечно, переходят и в танец.
Затем, важно, где выступает танцовщица: в дешевом ночном клубе или на большой сцене престижного дорогого отеля или пятизвездочного клуба. Впрочем, даже выступая на серьезной сцене, танцовщица высокого класса может позволить себе простонародные жесты или намеки на грани приличного, если соответствующая интонация присутствует в словах или мелодии песни. Конечно, такие нотки нужно правильно чувствовать, и ни в коем случае нельзя переходить грань. Восхищения достойны профессиональные танцовщицы, которые пользуются этим очень умело, опираясь на свои знания и чувства.
Как же добиться "Правильной" чувственности в танце, красивой и умеренной? Самое главное - это слушать свое тело, стараться передать в танце свои чувства, свои мечты. Случается, что определенное движение совпадает с каким-то опытом в жизни танцовщицы, тело реагирует на эти воспоминания, глаза приобретают особое выражение … это прекрасно! Здесь главное - следовать за своим телом, не забывая о чувстве меры.
Не нужно зацикливаться на технике: иногда настолько начинаешь вдаваться в подробности движений и работы мышц, что тело начинает терять чувственность. Я считаю, что преподаватель не должен безоговорочно диктовать: "это движение нужно делать только так! " Ведь если ученица следует такому приказу, она теряет индивидуальность в танце. До многих движений ученица должна "Дойти" своим телом, прочувствовать их. На сцене всегда видно - копирует танцовщица кого-то или она исполняет где-то виденное движение, но приносит в заимствованное движение свою душу и свой стиль. Каждая танцовщица создает собственный образ; тело каждой женщины уникально, поэтому нельзя проводить четкие грани: "это Можно, а это Нельзя", "это вульгарно, а это чувственно".
В танце должна быть логика; если мелодия, под которую исполняется танец, сопровождается словами, необходимо следовать за смыслом песни. Очень важно слушать именно мелодию, а не только ритм. Только в том случае, если вы чувствуете себя скованно, зажато на сцене, то я бы порекомендовала позаниматься на курсах актерского мастерства: это поможет раскрепоститься и в танце, и в жизни, раскрыть свой образ. У девушек, которые изучают арабские танцы, меняется весь облик: походка, жесты, взгляд. Я, например, сильно изменилась с тех пор, как арабский танец вошел в мою жизнь.
И все таки каков основной фактор успешного выступления? Понятно, что нужна техника, тщательная подготовка, продуманный костюм и т. д. и т. п., но иногда все это не срабатывает.
Развитых танцоров у нас много технически. У многих девушек техника лучше чем у преподавателей или даже звезд. А вот артистов мало. В танце важно проявить свою личность, воздействовать энергетически на зрителя, получить отклик у публики.
Важно показывать себя, свой характер. Я вот, например, могу быть резкой, импульсивной, но я живу в танце, и зрителю уже неважно, что это резко - он сопереживает вместе со мной. Надо быть личностью, но для этого надо сначала состояться как личность. При этом техника, музыкальность и пр. - все это само собой прилагается, но это база, на которой вы строите свой образ.
Сейчас много "Клонов" известных танцовщиц. У вас есть клоны?
Ни разу не видела. Но на первых порах это хорошо, это нормальная, естественная стадия развития каждой танцовщицы - подражать своим кумирам. Но вот застревать на этом не нужно - ищи свой стиль. Повторюсь, показывай свой характер, нет характера - нет танца! Кроме того, каждое движение в танце должно быть твоим.
То есть можно выдумавать свои движения? А если они не арабскими будут?
Разве мои движения в сегодняшнем танце выглядели не арабскими (имеется в виду танец, данный на мастер-классе. Песня была в ритме вальса, и соответственно в танце использовались элементы вальса. Все танцовщицы, начиная с Самии Гамаль, да даже раньше, конечно, привносили что-то свое, и это только обогащало танец. Поэтому сегодня лексика танца намного выразительнее, чем, например, в середине 20 века. Многие же из вас смотрят знаменитых танцовщиц прошлого и удивляются, чем они могли брать публику - танец не отличался разнообразием.
Кроме того, надо находить свои ракурсы, наиболе выгодно подчеркивающие ваши достоинтсва и скрывающие недостатки. Кому-то нельзя становиться в профиль - вдруг осанка не идеальная, или живот подкачал, кому-то не очень идет полубоком - да мало ли что! Надо искать! Надо снимать себя на видео - разбирать, делать выводы.
На концертах вы танцуете постановки или импровизируете?
Никогда ничего не ставлю. Есть какая-то музыка, которая заводит. Слушая и протанцовывая ее, тело само запоминает какие-то куски. Потом я еду с этой композицией в како - либо город, там эти куски обрастут новыми. И вот так прогастролировав по нескольким местам, к концу поездок сам по себе вырисовывается танец.
Что посоветуете нашим танцовщицам?
Главное, чтобы танец ваш был красивым. Все, что красиво - все хорошо. Единственное, чего нельзя делать на сцене - дергаться напрягаться, нельзя мучить себя движением. Мучайтесь, репетируя, дома, или в зале, но на сцене надо расслабляться и жить в танце, радуясь движениям. И будьте сами красивы на сцене - от костюма до макияжа.
Далее читайте новости о восточном макияже глаз http://makiyazhglaz.com/vidy-makiyazha-glaz/vostochnyy-makiyazh-glaz