Воспитание девочек в СПАРТЕ.
- Воспитание девочек в СПАРТЕ.
- Воспитание девушек в спарте. Воспитание спартанских девушек
- Воспитание женщин в древней спарте. Женщина в античном мире
- Спартанская система физического воспитания
- Афоризмы Спартанцев
- Как жили в спарте. Агогэ — система воспитания мальчиков всех полноправных граждан Спарты
- Женщины спартанки. Бытовой аспект
- Спартанцы. Классическая эпоха
- Семья в спарте. Отношение в Спарте к семье и браку
- Что такое спартанское воспитание?
- Что такое спартанские условия?
- Где сбрасывали детей со скалы?
Воспитание девочек в СПАРТЕ.
Женщины древней Спарты (лакедемона) представляли собой совершенно особую породу женщин. В отличие от других гречанок, они были спортивны и образованы. В 7 веке до н. э. великий законодатель Ликург реорганизовал политическую и социальную структуру этого древнего города - государства, создав дисциплинированное и сплоченное общество, в котором женщины занимали высокое социальное положение.
Хотя прямых исторических документов, описывающие жизнь и культуру древних спартанок, сохранилось немного, историки полагаются на творение древних поэтов (до 7 века до. н. э. ), а также на произведения историков и писателей последующих времен и (в немалой степени) - на мифологию. Самый известная спартанка - легендарная Елена прекрасная, которую похитил парис и из-за которой якобы разыгралась десятилетняя троянская война. Из всего, что известно о древних спартанках с очевидностью следует, что сложившийся образ Елены как нежной послушной дамочки абсолютно не соответствует реалиям древней Спарты. Кстати, считалось, что спартанки от природы красивы, и им было запрещено использовать какие бы то ни было виды макияжа.
Стремясь к физическому совершенству и свободе, спартанки во многих аспектах превосходили афинянок и женщин из других древнегреческих городов - государств. В отличие от них, спартанки обладали также широкими юридическими правами, что было большой редкостью в древних сообществах - они имели право владеть землей и рабами, а также ссужать других деньгами под процент. Спартанские девушки питались тем же, что и юноши, включая неразбавленное вино. Девочки - подростки содержались в строгом режиме, они должны были быть такими же физически развитыми как их братья и кузены. В физическое воспитание девочек входили такие дисциплины как скоростной бег, борьба, метание диска и копья, состязание в силе.
Еще древнеримский поэт Овидий, лучше представлявший себе древнюю Спарту, описывал юную Елену, занимающуюся борьбой (в обнаженном виде) в школе борьбы и атлетики "Палестре", в отдаленном тренировочном лагере. В отличие от низшего сословия лакедемона, илотов, которым было вообще запрещено заниматься спортом и военным обучением, свободные спартанцы, в том числе женщины, были физически закаленными и тренированными, владели оружием и приемами рукопашного боя. Спарта всегда была самым милитаризированным греческим городом - государством, в котором физическая закалка считалась приоритетной. Спартанцы были помешаны на физическом совершенстве, военной подготовке и спорте. И женщины были вовлечены в эту боевую культуру.
Спартанских девочек так же как мальчиков воспитывали. Уже 2-3-летним девочкам внушалась мысль, что они "Должны Быть Похожи на Быструю Лань, а не на Ленивую Свинью". Порка входила в единую систему физического воспитания девочек - наряду с тренировкой их тел в силе, ловкости и выносливости. Все спартанские девочки и девушки ежедневно по много часов занимались различными физическими упражнениями, совершенствуясь в беге, метании диска, копья, в борьбе (а иногда - в кулачном бое и в панкратионе); они тренировали себя также в мужественном перенесении боли. Любая спартанская девочка знала, что розгой её не только наказывают, но и, что с каждым ударом в ней растёт "Материнская Сила", что, чем её попка и ноги будут сильнее покрыты рубцами и шрамами, тем больше станут уважать подруги и взрослые. Девушки, на которых не было заметно следов от розог, так же высмеивались как слабые мальчики. Их называли "Неженками" и "трусихами".
Принципы спартанского коллективизма и воспитания личности распространялись на женщин, а это означало, что в существе женского пола уважали человека и личность. Нравы Спарты были весьма свободными (что осуждалась другими греками), например, измена мужу не считалась преступлением. Древние спартанцы считали, что женщина может состояться как личность только развив мужское начало из своего подсознания. Поэтому занятия единоборством были для женщин такими же естественными как и для мужчин.
Таким образом, невозможно себе представить, чтобы независимая, сильная и физически закаленная спартанка Елена могла быть похищена изнеженным сынком царя Приама против ее воли. Вернее вс его, Елена сама привязала к себе красавца париса и уплыла с ним в трою. (Ее сестра клитемнестра тоже была по-своему смелой и решительной *. на самом деле, Елена - образ угрожающей мощи, олицетворение опасной женской сексуальности.
Юные спартанки не сидели взаперти в ожидании замужества. Подобно мальчишкам, они разбивались на отряды и проходили атлетическую подготовку. Молодые люди обоего пола состязались на глазах друг у друга - юноши были обнаженными, а девушки занимались спортом либо нагишом, либо в легких хитончиках, которые мало что прикрывали. Во время праздников и брачных игрищ нагие юноши и девушки устраивали торжественные шествия, сопровождавшиеся гимнастическими упражнениями, спортивными состязаниями, песнями и плясками.
Спартанские девушки редко выходили замуж до 20 лет, а юношей забирали на военную подготовку в 21 год (продолжительность обязательной службы у них была 10 лет. Значит, до двадцатилетнего возраста, Елена, как и ее сверстницы, воспитывалась в суровых условиях, вместе с мальчиками и вместе с ними участвовала в игрищах. Сначала проводились соревнования по бегу и метанию камней среди юношей и девушек (иногда совместные. Затем устраивались девичьи поединки в борьбе, во время которых мужская часть только наблюдала, разогревалась и морально готовилась к своим состязаниям. Юноши, наблюдавшие эти схватки, приглядывались к наиболее сильным и ловким девушкам.
Спартанские женщины, подолгу жившие без мужей обязаны были защищать семью и дом от врагов. Спартанцы всегда опасались восстания илотов, поэтому от женщин требовалась сила и умение сражаться, что позволило бы отбить подобные атаки. Спартанки умели драться (с оружием или без него) почти так же умело и мужественно как мужчины. Соответственно, их развлечения были грубыми и включали единоборства, что считалось для женщин вполне естественными.
Теперь ясно какой могла быть в действительности легендарная Елена или спартанка, которая явилась ее прообразом. Елена - не слабая безропотная женщина, подчинившаяся неумолимой судьбе и грубой силе (как многие думают) - нет ничего более далекого от истины! По словам историка беттани Хьюз, (автора книги Елена троянская), "многие изображения Елены - от голливудских фильмов до романтических живописных полотен и литературы - абсолютно неверны, они передают позднейшие фантазии, а не реальности Спарты периода позднего бронзового века, времени и места, в котором жила Елена около трех тысяч лет назад. Спартанских женщин времен Елены можно сравнить с воинственным народом женщин - Амазонками".
Хотя подобное сравнение не может быть глубоким по причине дефицита информации о спартанках и особенно об Амазонках, многие истприлки находят различные признаки влияния амазонок на поведение и жизнь спартанок. Спартанки обладали гораздо большей свободой, чем жительницы других областей древней Греции, они должны были быть более воинственными и жесткими, чтобы уметь защитить свою землю и свой дом. Покровительницей и спартанок и амазонок была Артемида, богиня дикой охоты, защитница животных, женщин, девушек и детей. Хотя поклонение Артемиде было всеобщим в древнегреческом мире, только у спартанцев воинственный дух и чувство равенства питали высший класс спартанских мужчин и женщин.
Оказали ли влияние Амазонки на спартанок? Лишь в том случае, если да, то в чем общность и различия между двумя культурами? Ответить на эти вопросы непросто, поскольку очень мало известно об Амазонках. Одно можно утверждать, что если Амазонки существовали, то они жили в условиях доминирующего матриархата, а не патриархата как в Спарте. Не исключено, что взгляды спартанцев на женщин сформировались на основе реальных встреч с Амазонками. Возможно, законодатель Ликург был вдохновлен сказаниями об Амазонках, участвовавших в троянской войне, что привело его к мысли позвысить социальный статус женщин и воспитывать их в том же духе, что и спартанских мужчин.
Реальное воплощение спартанки - аталанта, легендарная женщина - атлет, побеждавшая мужчин. Хотя она родилась не в самой Спарте, а в соседней Аркадии, но по всем признакам ее можно без сомнения считать настоящей спартанкой, ведь все полисы Пелопоннеса находились под гегемонией спартанцев.
Аталанта, воплотила в себе силу и мужество в сочетании с женственностью и эротизмом. Будучи многосторонней атлеткой (быстрым бегуном, прекрасным стрелком из лука, борцом) и мужественной красивой женщиной, намного опередившей свое время, она прославилась многими подвигами. Несмотря на то, что аталанта знаменита участием в традиционно мужских занятиях - в охоте, в военных действиях, в борьбе и в беге, она при этом излучала ауру женской сексуальности.
Согласно древнегреческой мифологии, аталанта была единственной женщиной, которая плавала в колхиду с аргонавтами за золотым руном и сражалась вместе с ними против колхидцев, получив ранение, которое помогла залечить Медея. В походе аталанта познакомилась с Пелеем. С которым ей впоследствии пришлось бороться на похоронных играх памяти Пелия.
Отец аталанты хотел сына, поэтому он оставил новорожденную аталанту в лесу. Согласно легенде, богиня Артемида послала охотников спасти ее. Эти охотники ее как свое дитя растили. Когда аталанта выросла, она наслаждалась охотой и хотела быть незамужней и девственной как сама богиня Артемида. Аталанта была очень спортивная и сильная, она была способна победить любого в стрельбе из лука. Она считалась самым быстрым бегуном среди смертных, уступая пожалуй лишь мифическому евфему, который умел ходить по воде.
Претендентам на ее руку предлагался выбор: победить ее в беге или быть казненным в случае проигрыша. Она опередила в беге всех поклонников, которые в результате были казнены (знали на что шли. Лишь однажды аталанта проиграла забег своему сопернику, претенденту на ее руку и сердце гиппомену (по другим легендам - мелеагру. Боясь проиграть, он умолил Афродиту помочь. Она дала ему три золотых яблока (айву) из сада гесперид, с тем, чтобы он разбросал их на пути аталанты. Увидев на беговой дорожке золотые плоды, непобедимая бегунья стала их подбирать, дав возможность жениху опередить ее. Таким образом, если бы он проиграл забег, то лишился бы не только приза в лице аталанты, но и самой жизни.
Первый свой подвиг юная аталанта во время калидонской охоты совершила. Артемида наслала на калидон огромного свирепого вепря за то, что царь ойней, не принес ей жертву. В охоте на вепря, которую возглавил мелеагр, участвовало много народу, в том числе, молодая женщина, непорочная и быстроногая аталанта. Мужчины возражали против участии женщины, но мелеагр, влекомый похотью, настоял на своем. Первая пролитая кровь оказалась кровью двух присоединившихся к охоте кентавров. Они решили вдвоем овладеть аталантой, но она сразила их из лука. В течение длительной тяжелой охоты аталанта нанесла чудовищу первое и решающее ранение, после чего его добил мелеагр, который решил отдать трофей (шкуру и голову вепря) аталанте. Но сыновья фестия посчитали унизительным отдавать шкуру убиутого зверя женщине, в то время как мужчины тоже участвовали в охоте. Они настаивали на своем естественном праве на трофей, коль скоро мелеагр отказался от него. Тогда разъяренный мелеагр их обоих убил.
Наиболее известный и знаменитый подвиг аталанты - победа в борцовском поединке над Пелеем на состязаниях в честь умершего Пелия. Женщина сумела одолеть героя - мужчину. Пелей, проигравший борцовский поединок аталанте, позже воспользовался своим опытом единоборства с женщиной и сумел победить в борьбе могучую нимфу фетиду, что было условием его женитьбы на ней. От их союза родился легендарный герой Ахилл.
Так совпало, что пути трех античных героинь (пентесилеи, Елены и аталанты) причудливо переплелись у стен трои. Пелей стал отцом Ахилла, который сражался с пентесилеей у стен трои и убил ее, а Елена могла наблюдать за сражением с крепостной стены.
Любопытно, что большую часть многочисленных изображений нагих женщин по всей Греции шестого веке до н. э. составляют изображения аталанты и Пелея на сосудах (как их единоборство, так и их нахождение в зале для борьбы - палестре), а также бронзовые статуэтки спортсменок - победительниц (вероятно той же аталанты. Это свидетельствует о том, что вся древняя Греция восхищалась спартанками, способными заниматься спортом и даже побеждать мужчин.
Говоря о Спарте, невозможно не упомянуть олимпийские игры и их женский вариант - гереи, игры, устраиваемые в честь богини Геры. Согласно одной из легенд, аталанта участвовала таких первых зарегистрированных женских спортивных соревнованиях, которые проводились на стадионе в Олимпии (вероятно, в олимпийский год, накануне мужских состязаний. Первые игры Геры датируются шестым веком до н. э. руководил играми "Совет Шеснадцати Женщин", каждая из которых носила одежду Геры. На этих играх девственницы соревновались в беге по возрастным группам - начиная от более юных и заканчивая наиболее зрелыми. Победительницу увенчивали лавровым венком, и в честь нее жертвовали Гере корову. В честь победительниц устанавливали статуи, одна из них - известная скульптура спартанской бегуньи, находящаяся в музее Ватикана. Позади девушки изображена пальмовая ветвь - символ победы. Еще одна известная спартанская скульптура - бегущая девушка (вероятно аталанта), у которой обнажены правое плечо и грудь.
По - существу, античные олимпийские игры были событиями "Только для Мужчин" - женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования бегунов и единоборцев (хотя девочкам, по-видимому, это не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание - их сбрасывали с горы типум, хотя исполнения подобной кары не зафиксированы. В то же время, женщины допускались для участия в конных состязаниях, да и то, не в качестве наездников, а как владелицы колесниц.
Жившая в четвертом веке до н. э. спартанка киниска наняла мужчин править своими четверными колесницами, которые дважды победили - на олимпийских играх 396 и 392 г. до н. э. горькая ирония заключалась в том, что она вероятно не видела как победили ее колесницы.
Согласно античному путешественнику и географу павсанию (2 век н. э. ), в истории античных олимпийских игр был один случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях единоборцев. В 404 г. до н. э. ференика (каллипатира), тренировавшая собственного сына, кулачного бойца писодора, пришла на стадион, облачившись в длинный мужской плащ, дабы скрыть принадлежность к женскому полу. После внезапной смерти мужа каллинакса (кулачного бойца и тренера сына), ференика сама тренировала сына, поскольку вышла из знаменитой семьи кулачных бойцов диагоров с Родоса и знала этот спорт не понаслышке. В порыве радости от победы отпрыска, ференика совершила неосторожное движение и явила миру свои женские признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений - ференике повезло: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания, однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие - отныне тренеры спортсменов - участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.
Воспитание девушек в спарте. Воспитание спартанских девушек
Так, Ксенофонт восхищается мудростью Ликурга, который в заботе о правильном деторождении освободил спартанских девушек от слишком строгого домашнего надзора и вместо того, чтобы, как это обычно бывает в других греческих полисах, сидеть за ткацким станком в ожидании замужества, обязал их укреплять свое тело атлетическими упражнениями наравне с юношами. По словам Платона, взрослые женщины в спартанских семьях также были избавлены от прядения, ткачества и, вероятно, от других видов физического труда. В их обязанности входило лишь общее попечение о домашнем хозяйстве и воспитании детей, тяжелую работу, по-видимому, исполняли домашние рабыни, то ли покупные, то ли взятые из илотских поселков. Время, свободное от забот о семье и хозяйстве, спартанки могли посвящать занятиям атлетикой, продолжая, как и в юности, тренировать свое тело на благо самим себе и государству (на это прямо указывает Платон в разделе «Законов»). Пример образцовой гражданки Лакедемона являет собой Лампито в «Лисистрате» Аристофана, изображенная комедиографом с явной симпатией, хотя и не без оттенка иронии. На комплименты, которыми ее осыпает главная героиня комедии: «Почтеннейшей спартанке, Лампито, привет! Какой красою блещешь ты, любезная! Румяна как и телом как упитанна! Да ты быка задушишь!» - она отвечает без ложной скромности: «Ну, еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю». Судя по ее участию в организованном Лисистратой сексуальном бойкоте, Лампито - уже не девица, а вполне зрелая замужняя женщина.
Воспитание женщин в древней спарте. Женщина в античном мире
Самый первый свой подвиг молодая Аталанта совершила во время Калидонской охоты. Артемида послала на Калидон огромного свирепого вепря за то, что царь Ойней не принес ей жертву. В охоте за вепрем, которую возглавил Мелеагр, участвовало много народу, в том числе, юная женщина, непорочная и быстроногая Аталанта. Большинство мужчин возражали против участия женщины, но Мелеагр, влекомый похотью, настоял на своем. Первая пролитая кровь оказалась кровью двух присоединившихся к охоте кентавров. Они хотели вдвоем овладеть Аталантой, но она сразила их выстрелом из лука. В течение длительной тяжелой охоты Аталанта нанесла чудовищу первое и решающее ранение, после чего его добил Мелеагр, который решил отдать трофей (голову и шкуру вепря) Аталанте. Однако сыновья Фестия посчитали унизительным отдавать шкуру убитого зверя женщине, в то время как мужчины тоже участвовали в этой охоте. Они настаивали на своем естественном праве на трофей, коль скоро Мелеагр отказался от него. Тогда разъяренный Мелеагр убил их обоих.
Спартанская система физического воспитания
На первом месте в спартанском образовании стояло развитие физического тела. Несмотря на это, элементарной грамотности тоже уделялось внимание, но спартанцы считали более важной задачей научить молодое поколение выживать в любых условиях, стойко переносить лишения, холод, боль. Закалённое в течение долгих лет тело спартанского воина должно было быть хорошо развитым и сильным.
Всё начиналось с того, что каждый отец приносил на обозрение старейшин своёго новорожденного ребёнка. Совет определял дальнейшую судьбу малыша: быть ему полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию, или попасть в число рабов. И те и другие дети до семи лет воспитывались в своих родных семьях, после чего их оттуда забирали.
Обычай может показаться диким, но считалось, что дальнейшее становление ребят должно было проходить под влиянием старших воинов.
Детей поселяли в казармы, где для них наступала особая спартанская система физического и духовного воспитания . Здоровье закалялось холодом, так как у ребят не было тёплой одежды, а спали они на тонких соломенных тюфяках, постеленных на пол. Смирение формировалось с помощью голода и лишений, а терпение – через превозмогание боли. Не каждому ребёнку было суждено справить с такими испытаниями.
С каждым этапом взросления физические нагрузки и испытания только ужесточались. Чтобы стимулировать молодёжь к постоянным тренировкам на пределе возможностей, между воспитанниками устраивались публичные турниры и состязания. Победителей громко прославляли. Взрослые не запрещали детям драться и наносить друг другу увечья, они даже подстрекали их на это.
Ещё будучи подростками или криптиями, как их называли, юноши принимали участие в военных действиях. Этот год с 15 до 16 лет был для них своеобразным посвящением и одним из самых тяжёлых испытаний. Молодёжь участвовала в разведывательных операциях, и совершала набеги на вражеские поселения. В результате этого они учились выживать в любых условиях, самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя пропитанием.
Прошедшие естественный отбор воспитанники приступали к глубокому осваиванию военного искусства на следующих этапах воспитания. При этом, дальнейшие физические нагрузки становились неотъемлемой частью их жизни. Недаром суровые спартанские воины малым числом могли сокрушать огромные армии.
Спартанская система физического воспитания предназначалась не только мальчикам, но и девочкам . Считалось, что только крепкие телом женщины могли родить здоровое и полноценное потомство. Равноправие полов выражалось в том, что девушки могли наравне с юношами изучать военное ремесло, упражняться во владении оружием и ведении боя, некоторые даже принимали участие в боевых походах.
Афоризмы Спартанцев
Трудно быть одновременно и милосердным и рассудительным.
Жители Малой Азии – никуда не годные свободные граждане, но как рабы они превосходны.
Храбрость не имеет ценности, если с ней не сочетается справедливость; но если бы все были справедливыми, не было бы нужды в храбрости.
Получив в Олимпии нужный оракул от Зевса, он по приказу эфоров должен был обратиться с тем же вопросом и к пифийскому оракулу; и он послал в Дельфы спросить так: «Подтверждает ли Феб слова отца своего?»
Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.
Когда некий врач предписал ему тщательно разработанный курс лечения, выполнять который было очень трудно, царь воскликнул: «Клянусь богами, нигде не сказано, что мне непременно нужно жить и на все идти ради этого».
Агесилай особенно любил детей: дома, играя с маленькими в лошадки, он скакал на палочке. Когда за этим занятием его застал один из друзей, царь попросил его не рассказывать об этом никому, пока сам не станет отцом.
В битве при Левктре многие спартанцы побежали с поля битвы и, согласно закону, подлежали за это лишению гражданской чести (атимии). Однако эфоры, видя, что город таким образом в момент крайней нужды в воинах потеряет своих мужчин, не знали, как избегнуть атимии и вместе с тем соблюсти законы. Тогда законодателем избрали Агесилая. Придя на площадь народного собрания, он сказал: «Я не согласился бы стать законодателем, чтобы вводить новые законы; и в нынешние я не стану вносить ни сокращений, ни изменений. Наши нынешние законы хороши и должны сохраняться во всей силе… начиная с завтрашнего дня».
Как жили в спарте. Агогэ — система воспитания мальчиков всех полноправных граждан Спарты
Древнеримский историк Плутарх писал, что при рождении всех детей осматривали старейшины и, найдя следы болезни или увечий, сбрасывали со скалы Апофеты. Ну, Плутарх жил много позже настоящих спартанцев, а раскопки в ущелье выявили только останки взрослых: с этой же скалы скидывали дезертиров, трусов и прочих не очень уважаемых граждан. Так что вполне возможно, что это лишь красивый миф. Тем более в Спарте для больных, увечных и опустившихся людей существовало специальное обозначение – гипомейоны, так что хилый ребенок вполне мог избежать смерти и отделаться зачислением в касту «неполноценных».
В 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные военные лагеря, где из детей одиннадцать лет делали воинов. Их плохо кормили — они воровали еду из деревень илотов; им не давали одежду — красный плащ был единственным, что можно было носить с 12 лет. Спартанские дети спали на жестких прутьях, а чтобы согреться, кидали поверх крапиву, которая, обжигая, разгоняла кровь по телу.
Символом стойкости духа спартанцев служит история, когда голодный мальчик поймал лисенка, чтобы съесть его, и спрятал под плащ. Подошедший к нему воспитатель ничего не заметил, так как ребенок в этот момент разговаривал спокойным голосом, в то время как лисенок прогрызал его внутренности. В итоге мальчик умер.
Женщины спартанки. Бытовой аспект
В жизни каждого человека есть целый ряд областей, куда не дано проникать постороннему: воспитатели здесь бессильны. Есть опыт, который каждая девушка должна не столько изучить, сколько рано или поздно пережить сама. В «фаллической фазе» - так 3игмунд Фрейд называет пятый и шестой годы жизни - ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность; причем девушка, чтобы вжиться в роль женщины, берет за образец свою мать. В возрасте своенравном, когда любят задавать вопросы, подрастающая девочка проявляет повышенный интерес к жизненным процессам, но наталкивается на строгость или молчание. Всякая потребность в сексуальном знании подавляется с помощью запретов. Если маленькая девочка бессознательно или во сне трогает свои гениталии, мать отводит ее ручку. Девочка должна научиться сублимировать присущую ей наблюдательность и легкую возбудимость. Каждый день малютка слышит все те же предостережения. Всюду подстерегают и манят опасности, всюду ожидают запреты, возможность вины, угроза наказания - этого достаточно, чтобы отбить у девушки охоту к удовольствиям. Чувство вины связано с правомерными упреками к самой себе.
Спартанцы. Классическая эпоха
Прежде всего спартанцы заключили союз с Элидой и Тегеей , а затем привлекли на свою сторону полисы остального Пелопоннеса . В образовавшемся Пелопоннесском союзе гегемония принадлежала Спарте, которая осуществляла руководство на войне, а также являлась центром собраний и совещаний Союза. При этом она не посягала на независимость отдельных государств, которые сохраняли свою автономию. Также союзные государства не платили Спарте взносы ( др.-греч. φόρος ), не существовало и постоянного союзного совета, но он при необходимости созывался в Спарте ( др.-греч. παρακαλειν ). Спарта не пыталась распространить свою власть на весь Пелопоннес, но общая опасность во время Греко-персидских войн подтолкнула все государства, кроме Аргоса, перейти под начальство Спарты. С устранением непосредственной опасности спартанцы поняли, что им не под силу продолжать войну с персами далеко от своих границ, и, когда Павсаний и Леотихид опозорили спартанское имя, спартанцы были должны допустить, чтобы Афины взяли на себя дальнейшее руководство на войне, а сами ограничились Пелопоннесом. Со временем начало проявляться соперничество между Спартой и Афинами, вылившееся в Первую Пелопоннесскую войну , завершившееся Тридцатилетним миром .
Семья в спарте. Отношение в Спарте к семье и браку
В Спарте государство создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью в положенное время. Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек с семилетнего возраста.
Агамия, холостая жизнь, влекли за собой утрату личной гражданской чести - атимию. Этим людям невозможно было избежать унижения не только со стороны граждан, но и со стороны государства, должностных лиц. Так по распоряжению властей, взрослые спартанцы, не состоящие в браке, должны были в зимнюю пору нагими обходить рынок, распевая специальные песни, в которых признавали, что по заслугам понесли наказание, ибо не повиновались законам. В Спарте, где законы обязывали уважать стариков, не распространялись на стариков, которые не создали семьи… Незавидная старость ожидала старого холостяка в Спарте. В Государственных учреждениях, воспитывающих молодое поколение, приводили в воспитательных целях анекдотический пример, когда некий юноша не уступил место прославленному полководцу Деркиллидасо, сказав: «Ты не родил сына, который со временем уступил бы место мне».
Кроме этого, за уклонения от государственной обязанности - создавать семью, к холостякам применяли и штрафные санкции, особый штраф за безбрачие.
Что такое спартанское воспитание?
Спартанское воспитание государственная система воспитания и обучения, существовавшая в 8—4 вв. до н.э. в Спарте (См. Спарта) (Древняя Греция), имела целью подготовку физически развитых, стойких, смелых, волевых, преданных рабовладельческому строю воинов.
Что такое спартанские условия?
так сказать военно-полевые.. Спартанские условия - это произошло от древнегреческого города Спарта - города воинов. Спартанские условия - это жесткие условия, без удобств, без комфорта, строгий режим, строгие меры наказания. Например, слабых младенцев в Спарте со скалы сбрасывали.
Где сбрасывали детей со скалы?
Историки опровергли расхожий миф о том, что жители древней Спарты сбрасывали слабых и болезненных младенцев со скалы. Археологические раскопки, проведенные в районе ущелья, где, по легенде, убивали детей, позволили очистить древних лакедемонян от страшных обвинений.