Женщины спартанки. Женщины древней Спарты представляли собой совершенно особую породу женщин.
Женщины спартанки. Женщины древней Спарты представляли собой совершенно особую породу женщин.
В отличие от других гречанок, они были спортивны и образованы. В 7 веке до н. э. великий законодатель Ликург реорганизовал политическую и социальную структуру этого древнего города-государства, создав дисциплинированное и сплоченное общество, в котором женщины занимали высокое социальное положение.Хотя прямых исторических документов, описывающие жизнь и культуру древних спартанок, сохранилось немного, историки полагаются на творение древних поэтов (до 7 века до. н. э. ) , а также на произведения историков и писателей последующих времен и (в немалой степени) — на мифологию. Самый известная спартанка – легендарная Елена Прекрасная, которую похитил Парис и из-за которой якобы разыгралась десятилетняя Троянская война. Из всего, что известно о древних спартанках с очевидностью следует, что сложившийся образ Елены как нежной послушной дамочки абсолютно не соответствует реалиям древней Спарты. Кстати, считалось, что спартанки от природы красивы, и им было запрещено использовать какие бы то ни было виды макияжа.
Стремясь к физическому совершенству и свободе, спартанки во многих аспектах превосходили афинянок и женщин из других древнегреческих городов-государств. Девочки-подростки содержались в строгом режиме, они должны были быть такими же физически развитыми как их братья и кузены. В физическое воспитание девочек входили такие дисциплины как скоростной бег, борьба, метание диска и копья, состязание в силе.
Еще древнеримский поэт Овидий, лучше представлявший себе древнюю Спарту, описывал юную Елену, занимающуюся борьбой (в обнаженном виде) в школе борьбы и атлетики «палестре», в отдаленном тренировочном лагере. В отличие от низшего сословия Лакедемона, илотов, которым было вообще запрещено заниматься спортом и военным обучением, свободные спартанцы, в том числе женщины, были физически закаленными и тренированными, владели оружием и приемами рукопашного боя. Спарта всегда была самым милитаризированным греческим городом-государством, в котором физическая закалка считалась приоритетной. Спартанцы были помешаны на физическом совершенстве, военной подготовке и спорте. И женщины были вовлечены в эту боевую культуру.
Спартанских девочек воспитывали так же как мальчиков. Уже 2-3-летним девочкам внушалась мысль, что они «должны быть похожи на быструю лань, а не на ленивую свинью«. Порка входила в единую систему физического воспитания девочек — наряду с тренировкой их тел в силе, ловкости и выносливости. Все спартанские девочки и девушки ежедневно по много часов занимались различными физическими упражнениями, совершенствуясь в беге, метании диска, копья, в борьбе (а иногда — в кулачном бое и в панкратионе) ; они тренировали себя также в мужественном перенесении боли. Любая спартанская девочка знала, что розгой её не только наказывают, но и, что с каждым ударом в ней растёт «материнская сила», что, чем её попка и ноги будут сильнее покрыты рубцами и шрамами, тем больше станут уважать подруги и взрослые. Девушки, на которых не было заметно следов от розог, так же высмеивались как слабые мальчики. Их называли «неженками» и «трусихами».
Молодые люди обоего пола состязались на глазах друг у друга — юноши были обнаженными, а девушки занимались спортом либо нагишом, либо в легких хитончиках, которые мало что прикрывали. Во время праздников и брачных игрищ нагие юноши и девушки устраивали торжественные шествия, сопровождавшиеся гимнастическими упражнениями, спортивными состязаниями, песнями и плясками. Сначала проводились соревнования по бегу и метанию камней среди юношей и девушек (иногда совместные. Затем устраивались девичьи поединки в борьбе, во время которых мужская часть только наблюдала, разогревалась и морально готовилась к своим состязаниям. Юноши, наблюдавшие эти схватки, приглядывались к наиболее сильным и ловким девушкам…
Спартанские женщины, подолгу жившие без мужей обязаны были защищать семью и дом от врагов. Спартанцы всегда опасались восстания илотов, поэтому от женщин требовалась сила и умение сражаться, что позволило бы отбить подобные атаки рабов. Спартанки умели драться (с оружием или без него) почти так же умело и мужественно как мужчины. Соответственно, их развлечения были грубыми и включали единоборства, что считалось для женщин вполне естественными.
Реальное воплощение спартанки — Аталанта, легендарная женщина-атлет, побеждавшая мужчин. Хотя она родилась не в самой Спарте, а в соседней Аркадии, но по всем признакам ее можно без сомнения считать настоящей спартанкой, ведь все полисы Пелопоннеса находились под гегемонией спартанцев.
Аталанта, воплотила в себе силу и мужество в сочетании с женственностью и эротизмом. Будучи многосторонней атлеткой (быстрым бегуном, прекрасным стрелком из лука, борцом) и мужественной красивой женщиной, намного опередившей свое время, она прославилась многими подвигами. Несмотря на то, что Аталанта знаменита участием в традиционно мужских занятиях — в охоте, в военных действиях, в борьбе и в беге, она при этом излучала ауру женской сексуальности.
Согласно древнегреческой мифологии, Аталанта была единственной женщиной, которая плавала в Колхиду с Аргонавтами за золотым руном и сражалась вместе с ними против колхидцев, получив ранение, которое помогла залечить Медея. В походе Аталанта познакомилась с Пелеем. с которым ей впоследствии пришлось бороться на похоронных играх памяти Пелия.
Любопытно, что большую часть многочисленных изображений нагих женщин по всей Греции шестого веке до н. э. составляют изображения Аталанты и Пелея на сосудах (как их единоборство, так и их нахождение в зале для борьбы — палестре) , а также бронзовые статуэтки спортсменок-победительниц (вероятно той же Аталанты. Это свидетельствует о том, что вся Древняя Греция восхищалась спартанками, способными заниматься спортом.
Женщины войны В спарте. Recent Entries · Archive · Friends · Profile
Поскольку мужчины в Спарте были слишком заняты войной или, во всяком случае, подготовкой к ней, все остальное естественным образом попало в руки женщин. Спартанские женщины оказались самыми свободными в Греции. Но, в отличие от мальчиков, девочки оставались в родном доме. Кому-то же надо было учиться обращаться с домом. |
Женщин спартанок. Женщины в древней Спарте
Издавна спартанские девочки воспитывались почти так же, как мальчики. Занятия спортом - бегом, борьбой, метанием диска и дротика - было обязательным для них. Физическое воспитание девочек было важно, говорил "родоначальник фитнеса" Ликург, "чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко благодаря крепости своего тела" (Плутарх).
Кроме того, спартанки должны были уметь сражаться с оружием в руках, ведь, доведись илотам поднять восстание, когда спартанские мужчины отправятся на войну, именно их женам и дочерям придется отражать атаки мятежников. Так что не слишком далеки от истины были те, кто называл спартанок амазонками.
До своего замужества они оставались в родительском доме. Впрочем, в отличие от других греческих девушек, они жили отнюдь не затворницами. Они обязаны были участвовать в празднествах и торжественных процессиях, в том числе петь и танцевать на них без одежды или в коротком хитоне, в присутствии молодых людей. В Афинах такое было немыслимо.
Спортивные тренировки не превратили спартанок в некое подобие современных культуристок. Наоборот, они слыли самыми красивыми женщинами в Греции. Красавицы Лаконии и в обыденной обстановке старались пленить юных воинов, у которых было мало времени на "прогулки под луной". Девушки носили одежду с глубоким боковым вырезом - таким, что при каждом шаге открывал девическое бедро. По всей Греции спартанских девушек прозвали "обнажающими бедра", "phainomerides". "Одеваться по-дорийски" означало "заголять почти все тело". У Еврипида в трагедии "Андромаха" один из персанажей так порицает спартанские нравы: "А впрочем, спартанке так и скромной быть, когда с девичества, покинув терем, делит она палестру с юношей и пеплос ей бедра обнажает на бегах… Невыносимо это… Мудрено ль, что вы раступных ротите" (пер. А.Ф. Анненского).
Девушки в Спарте выходили замуж обычно 18-25 лет, в то врем как в Афинах - в 14 лет. Приданого, кроме личных вещей, им не давали, чтобы не дробить семейное имущество. Право выбора невесты оставалось за женихом (любой спартиат был обязан жениться до 30 лет). По древнему обычаю юноша похищал будущую жену и прятал ее у подруги. Потом она возвращалась домой, но свадьбы все еще не было. Долгое время молодые люди встречались украдкой. Днем мужчина проводил время со сверстниками, а ночью навещал жену. Подобная сдержанность, писал Плутарх, помогала супругам сохранить новизну чувств, в то время как частое наслаждение пресыщает людей и гасит их любовь. Все это время женщина оставалась в родительском доме, не покидая его. "Так тянулось довольно долго, у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете" (Плутарх).
Переселившсь, наконец, в дом мужа, женщина начинала заниматься домашним хозяйством, но вовсе не ткачеством и прядением, как друге гречанки. Эти занятия в Спарте считались "низкими", рукоделие было уделом рабынь. Спартанки были свободны от "монотонного и отупляющего домашнего труда, который в других греческих государствах превращал женщин в особую разновидность полурабынь" (Ю.В. Андреев). По преданию, когда одна из спартанок была схвачена врагами и продана в рабство, то на вопрос, что она умеет, ответила: "быть свободной". Когда же в наказание за строптивость хозяин решил заставить ее заниматься трудом, недостойным свободного человека, она покончила с собой со словами: "Ты пожалеешь, что из жадности прикупил такую вещь".
Сильная и решительная спартанка рядом с хрупкой и робкой афинянкой казалась, наверное, существом, лишенным пола. Словно стараясь ни в чем не уступать мужьям, спартанки и одежду носили, напоминавшую мужскую. Не любили украшения, не пользовались косметикой и духами. Во всей Греции не было женщин крепче и энергичнее их. Они всегда держались независимо, в то время кк афинянки жили так, как веками позже будут жить наложницы в гареме. Карл Отфрид Мюллер так описывал разницу между спартанками и другими гречанками: "У ионийских греков женщина, как сообщает Геродот, делила с мужем ложе, но не стол; он не могла назвать его по имени, а звала "господином"; жила она замкнуто в своей части дома; примерно такие же порядки сложились и у афинян". Жены афинян слушали и молчали, когда говорили мужчины (известна фраза Софокла: "Молчание украшает женщину"); жены спартанцев, не стесняясь, спрашивали о чем-либо мужчин и метко комментировали происходящее. Спартанские женщины и девушки могли вступать в разговор с посторонними мужчинами, не боясь ничьих нареканий. Их остроумные "лаконические" изречения вошли в историю. Современные исследователи отмечают, что "свобода женщины представяет собой едва ли не самое парадоксальное порождение спартанского тоталитаризма".
До мозга костей эти женщины были дочерьми Спарты. Для них не было большей чести, нежели знать, что их сыновья героически пали на поле сражения. Суровость спартанских матерей стала нарицательной. Они судили своих детей строже любого судьи. Перед сраженем спокойно посылали их на смерть и с презрением отказывались от них, в случае, если они запятнали себя недостойным поведением. Что матери чувствовали на самом деле, не скажет нам ни один древний историк.
В классическую эпоху спартанские женщины считались образцами верности и добродетели. В Спарте якобы никогда не было прелюбодеяний. Точнее говоря, спартанцы ничто не считали прелюбодеянием: например, братья могли по дружескому уговору владеть одним и тем же земельным участком и обладать одной женой на всех. Полибий, историк серьезный и объективный, однажды заметил: "У лакедемонян издавна было заведено, чтобы трое или четверо мужчин имели (одну общую) жену, иногда же (даже) и большее их число, если они были братьями, причем их дети считались общими; а для того, кто произвел на свет уже достаточно детей, отдать (свою) жену кому-нибудь из друзей считалось делом прекрасным и согласным с обычаем". Старикам разрешалось уступать свою молодую жену лучшим из спартиатов, чтобы она родила здорового, крепкого ребенка, которого впоследствие усыновляли. Что в этом странного? Единственная цель брака, считали спартанские законодатели, заключается в рождении детей. Спарте нужны были крепкие воины.
Зато, когда славные времена остались в прошлом, спартанок стали считать воплощением бесстыдства. Об этом говорили даже такие авторитетные моралисты, как Аристотель и Платон. В одном из античных словарей прямо скаано: "Лаконяне очень плохо стерегут своих жен". По словам недоброжелателей, "спартанки весьма охотно шли на сексуальные контакты с посторонними мужчинами, не дожидаясь, пока их принудят к этому их не слишком строгие мужья. Общественное мнение, по сей видимости, поощряло их, руководствуясь соображениями евгенического или какого-то иного порядка". Спартанские женщины были одновременно и матронами-домовладычицами, и блудницами.
Исторически сложилось так, что спартанские женщины жили отдельно от мужчин, - те постояно были на войне или в военных лагерях. Мужчины занимались чем угодно - тренировались, участвовали в трапезах, охотились, - только не проводили время с семьей. В Спарте семейная жизнь терпелась, но не приветствовалась. Лишь после 30 лет спартанцы покидали казармы, в которых жили, и получали право на частную жизнь.
По словам Арнольда Тойнби, явно ненормальное положение спартанской женщины было прямым следствием того ненормального образа жизни, который вели мужчины-спартиаты. С раннего детства вырванный из лона семьи и вынужденный жить в казарме, спартиат, по-видимому, совершенно трял вкус к семейной жизни. Вот потому женщины пользовались необычайной для Эллады свободой, в том числе сексуальной свободой. В свою очередь, отношения между спартанскими мужчинами часто носили гомосексуальный характер, и это никого не шокировало. О нравах, царивших в спартанских казармах, красноречиво говорит название одной из статей Пола Кэртлиджа - "The Politics of Spartan Pederasty".
Отношение в Спарте к семье и браку
В Спарте государство создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью в положенное время. Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек с семилетнего возраста.
Агамия, холостая жизнь, влекли за собой утрату личной гражданской чести - атимию. Этим людям невозможно было избежать унижения не только со стороны граждан, но и со стороны государства, должностных лиц. Так по распоряжению властей, взрослые спартанцы, не состоящие в браке, должны были в зимнюю пору нагими обходить рынок, распевая специальные песни, в которых признавали, что по заслугам понесли наказание, ибо не повиновались законам. В Спарте, где законы обязывали уважать стариков, не распространялись на стариков, которые не создали семьи… Незавидная старость ожидала старого холостяка в Спарте. В Государственных учреждениях, воспитывающих молодое поколение, приводили в воспитательных целях анекдотический пример, когда некий юноша не уступил место прославленному полководцу Деркиллидасо, сказав: «Ты не родил сына, который со временем уступил бы место мне».
Кроме этого, за уклонения от государственной обязанности - создавать семью, к холостякам применяли и штрафные санкции, особый штраф за безбрачие.