1986 наутилус помпилиус.
Разлука.
"Разлука" была просчитана нами за кульманами с 9 до 18 с перерывом на обед, - вспоминает один из основателей "наутилуса" басист Дмитрий умецкий. - Пока наши коллеги застраивали микрорайоны, мы "Застраивали" "разлуку", руководствуясь принципом "чтобы было удобно всем". Эта задача невыполнимой только на первый взгляд казалась. Американцы, снимая кино, давно использовали этот принцип
. В результате получался эффект "Слоеного Пирога" - любой, добираясь до своего слоя, съедал весь кусок и просил добавки". В техническом отношении альбом был сделан на удивление просто и не имел ни малейшего отношения к так называемым достижениям раннего свердловского рока. До появления "Разлуки" местные рок - музыканты в своем честном уральском желании делать "музыку наоборот" мучительно напоминали филармоническую советскую эстраду. Они были слишком интеллигентны, чтобы хулиганить в рок-н-ролле, и слишком зациклены на себе, чтобы "Опускаться" до пародий или самопародий. Большинство их опусов отличалось жонглерством, амбициями и кислым академизмом - скучным и зачастую безжизненным. Разлука "Перевела Свердловскую Школу Рока в Новое Качество, Создав Прецедент Одухотворенной Поп-музыки и Проложив Дорогу Таким Проектам, как"Агата Кристи" и "Настя". В этих песнях про батарейки и городское одиночество каждый находил что-то свое - от "Света Интимной Лампы" и "сметаны на бананах" до крика человека, почувствовавшего пустоту под ногами. Созданию "Разлуки" предшествовала запись так называемого демо - альбома, осуществленная спустя полгода после "невидимки".
К этому моменту у "Наутилуса" уже были готовы "Ален Делон" ("взгляд с экрана"), "рислинг" ("всего лишь быть"), "эта музыка будет вечной", "наша семья" плюс еще полдесятка композиций - по определению поэта Ильи Кормильцева, "преимущественно - занудные длинные стенания на тему семейной жизни". По методике, опробованной на "Невидимке", новые песни записывались на квартире у Бутусова, но после долгих споров и конфликтов эту пленку решено было не выпускать. По версии умецкого, политическая подоплека этого решения выглядела следующим образом: "славу тогда периодически зашкаливало. Он попросил у Кормильцева портостудию и решил сделать нечто такое, что бы потрясло вселенную. Все это происходило без моей редактуры. И когда я пришел и услышал, что же там было навалено, я сказал: "слава, я этот альбом закрываю. Это просто несерьезно. После такогоразгона, который мы взяли на "Невидимке", ты погубишь команду. Хочешь идти архитектором работать - конечно, иди. Воля твоя. Но у меня другие интересы и другие амбиции по этому поводу". В принципе, ничего особенного не произошло, если не считать того, что Бутусов впал в очередную депрессию. Он посcорился со всем миром и ушел в глубокий запой - по воспоминаниям очевидцев, "Совершенно Черный и Совершенно Жуткий". Стоял декабрь 85-го года, и с роком слава решил намертво завязывать. Он хотел вновь идти в архитекторы и проектировать новые станции свердловского метро. Правда, с наступлением весны Бутусов немного "Успокоился", вошел в гармонию с окружающим миром и репетиции возобновились с прежней силой. В это время им были написаны новые песни, в частности, "Шар Цвета Хаки" и "хлоп - хлоп". По определению Бутусова, "это Была Молодежная Злоба на Собственное Здоровье и Положение Молодых Специалистов, а Также Одна из тех Крайностей, в Которые я Впадал в то Время по Отношению к Армии". Еще одна композиция "Праздник Общей Беды" родилась как поток сознания, минут за сорок, - точно так же, как позднее - "синоптики". Первоначально песня называлась "Праздник Общей Воды", и умецкий, осознав, что "редактировать ее невозможно", все-таки сумел убедить славу заменить слово "вода" на "беда". К будущему альбому мы относились тогда постольку - поскольку, - вспоминает Бутусов. Нам казалось, что он никому не нужен и более ответственным будет выглядеть участие в предстоящем концерте. Нас больше волновала боевая раскраска кого-нибудь из новых романтиков типа Adam.