Бросок на века. Историческое наследие шестой игры Финала НБА-2013.
Знаете, как это бывает, когда люди, которым посчастливилось стать свидетелями какого-то поистине исторического события, впоследствии всегда утверждают, что они не осознавали важность происходящего до самого конца? Но с 6-й игрой финала НБА 2013 года все было иначе. Все знали и понимали. С самого начала. Ведь даже за первые 47 минут и 31. 8 секунды эту игру можно теперь бесконечно показывать по NBA TV. Но то, что произошло в самой концовке, сделало эту игру легендарной.
«Майами» проигрывают пять очков, Леброн Джеймс получает мяч и бросает издали на удачу, находясь прямо напротив, может на пару шагов левее кольца. Сквозняк – мяч отскакивает от щита как попрыгунчик. Я наблюдал траекторию полета мяча с нашей импровизированной студии, которая располагалась за кольцом «Сан-Антонио», так что я сразу же понял, что мяч летит мимо. Получился настоящий «кирпич» – с таким же успехом Леброн мог запустить мяч из пушки, которой запускают на трибуны футболки. Но, как оказалось позднее, для «Майами» нельзя было придумать варианта лучше. Именно так начался один из самых известных эпизодов в истории НБА.
Готовясь к подбору на своем щите перед кольцом «Майами» оказалось четыре игрока «Сперс», которые отсекали игроков «Майами», расположившись идеальным прямоугольником. В любом баскетбольном лагере, на любом мастер-классе, вам расскажут, что так и должна действовать команда на подборе. Забери один из игроков «Сперс» мяч после промаха, и «Сан-Антонио» забирают чемпионство домой – пятое по счету для Данкана и Поповича и, возможно, самое приятное из всех. Но никто из игроков не предполагал, что мяч отскочит так сильно.
Сначала мяч попал к Каваю Леонарду. Он блестяще играл всю серию, выступая в качестве низкорослого четвертого номера, оказывая достойное сопротивление Леброну, несмотря на беспокоившее его левое колено. Врачи «Сперс» сказали, что колену Леонарда необходим покой, но «Сан-Антонио» слишком сильно нуждались в его атлетизме. Он играл весь розыгрыш плей-офф через боль. Позднее тем же летом, Эрик Споэльстра расскажет мне, что «Майами» отследили все подборы Леонарда за эти семь игр, и оказалось, что Кавай подобрал все мячи, которых касался, за исключением двух. И это один из них. Известный своими огромными руками он все же не смог воспользоваться ими достаточно быстро и упустил мяч.
Кавай подобрал все мячи, которых касался, за исключением двух. И это один из них Ретвит
Затем Дуэйн Уэйд, словно корнербек прерывающий пас на тачдаун выбил мяч практически из рук Леонарда. Мяч взлетел ровно вверх, как будто бы его подкинул на спорный мяч невидимый судья. Леонард, Ману Джинобили и Борис Диао последовали за мячом и столкнулись в воздухе. А ведь не убери Попович с площадки Данкана, слонжо себе представить, что Тимми, третий лучший по подборам в плей-офф в истории после Расселла и Чемберлена, не забрал бы самый важный подбор в сезоне. Но «Майами» вышли на площадку пятеркой из одних снайперов и Попович… ну, он переоценил все это.
Данкан, за плечами карьеры которого почти 16 тысяч подборов, смотрел на все это издалека. Три его одноклубника направили мяч к скамейке запасных «Майами», прямо в руки Рэю Аллену. Но Аллен внезапно превратился в Джастина Бибера, который после пяти косяков закинулся еще энергетиками. Он напрочь потерял координацию и контроль над телом. Вскинул левую руку, задел мяч и кое-как переправил мяч в сторону скамейки «Сан-Антонио». Теперь промах Леброна уже не казался большой потерей. Мяч успел сменить направление четыре раза. Его уже успели коснуться половина игроков на площадке.
Майк Миллер коснулся мяча первым в этом владении – он ввел его из-за боковой линии на Леброна, затем сместился к линии штрафного броска в надежде на подбор, но не смог обойти более громоздкого Диао, наблюдал как мяч трижды изменил направление полета, затем бросился за мячом после неуклюжего движения Аллена. В это время Леброн оставался на дуге возле скамейки «Майами» дожидаясь второго шанса. Миллер толкает мяч к нему. Леброн кладет мяч в цель. Два очка разницы.
Весь этот эпизод занял 8. 1 секунды. Семь игроков коснулись мяча. Леонард, Миллер и Леброн коснулись его дважды. Удивительно, но «Майами» все еще в игре. Тайм-аут, «Сан-Антонио».
Я мало что помню о шестой игре. Помню только, что успел в тумане под действием лекарств подумать «Стоп, они же не могут взять и все слить, так? ».
Аллен внезапно превратился в Джастина Бибера, который после пяти косяков закинулся еще энергетиками Ретвит
С тех пор, как я присоединился к студийной команде Espn, я больше всего боялся заболеть во время финальной серии. Моя иммунная система ужасна. Достаточно нескольких перелетов в самолете – и я уже подцепил какую-нибудь заразу. Я держался восемь месяцев, но после пятой игры финальной серии, все пошло коту под хвост. Мы прилетели в Майами, я тут же отправился в свой гостиничный номер, включив термостат на полную мощность, надеясь через пот изгнать из себя подлого бронхитного демона.
А работая на телевидении больничный не возьмешь. Выбора нет, надо продолжать работать. Глотаешь таблетки, закидываешься обезболивающими, пьешь больше воды и надеешься не закашлять и не выплюнуть свое легкое прямо в прямом эфире. Так что я надел свой лучший костюм и к нему один из любимейших галстуков. Мое лицом покрыли слоем макияжа. В красные глаза закапали специальные капли. И вы бы не догадались, что я болен, хотя я сам чувствовал себя так, как будто скоро слягу в могилу. Вот в таком состоянии, в таком тумане я и смотрел одну из величайших игр в истории. Помню как Данкан набрал 25 очков в первой половине. Он разрывал «Майами» так, словно ему снова 25. А в перерыве игры я задался вопросом, не запомним ли мы этот матч как Игру Данкана, как последнюю неожиданную главу его карьеры, которая бы закрепила его в звании определяющего игрока своего поколения. Больше ничего не помню.
Но помню четвертую четверть. Помню, как Данкан ушел на задний план, а Леброн возвысился на титанический уровень. Как перед нами предстал Бо Джексон ростом за два метра с изумительным средним броском Ти-Мака, жаждой победы Джордана, защитными навыками Пиппена и мозгами Берда. Как он доминировал на площадке добрых девять минут, в одиночку расправляясь с «Сан-Антонио» пока неожиданно не вспомнил, что он тоже человек и истратил весь запал. После этого Тони Паркер пару раз сделал то, что умеет только Тони Паркер и вот уже скамейка «Сан-Антонио» готова ликовать, а «Майами» – опустить головы и горевать по упущенной серии.
Во время того судьбоносного тайм-аута («Сан-Антонио» ведет пять очков) мы с Джаленом Роузом наблюдали, как представители НБА выкатили из подтрибунных помещений Кубок Ларри О’Брайена. Он был всего футах в 15 от нас. Мы видели, как представители службы безопасности расположились по периметру площадки и как работники домашней площадки «Хит» были готовы растянуть желтую ограждающую ленту по краям паркета перед теми, кто сидит в первых рядах. Как будто они готовились оградить место преступления. Даже после повторной и удачной трешки от Леброна я был уверен, что можно расходится по домам. Некоторые из фанатов «Хит» готовились на выход. Не веря своим глазам, мы смотрели, как они уходят. Как Баскетбольные Боги могли вознаградить за такое?
Миллер сфолил на Леонарде за 19. 4 секунды до конца. Кавай неспешно шагал в штрафной линии, а воспрявшие духом болельщики «Хит» во всю глотку освистывали его. Помню, как подумал «Куда там забить эти штрафные – я не удивлюсь, если мяч сейчас кольца не коснется». Леонард вряд ли был рад такой оказанной ему чести. Внезапно, крах «Сперс» становится реальным. Ну, кто из действующих игроков смог бы забить оба броска в такой ситуации? Игроков 10, не больше. Леонард смазал первый бросок. Трибуны ликуют. Он забивает второй бросок и, к слову, я всегда буду уважать его за второе попадание. Три очка разницы.
И после тайм-аута «Майами» мы снова не можем поверить своим глазам, глядя как Поп убирает с площадки Данкана в решающий момент. Как можно было оставить на скамье лучшего тяжелого форварда всех времен? Мы с Джаленом схватились за головы. О чем думал Попович? Но пока мы негодовали, игра возобновилась. Чалмерс отдал на Леброна, тот промазал еще один трехочковый, находясь рядом со скамьей «Майами». Мяч отскочил вправо, где Крис Бош опередил Джинобили в борьбе за мяч (между прочим, это был потрясающий подбор от Боша. Джинобили упал, Аллен ускорился в правый угол площадки. Никого из игроков «Сперс» не было рядом. Бош передал ему мяч.
И потом…
Я наблюдал за игрой Рэя Аллена в составе моей любимой команды пять лет. И он бросает с одним их тех же точек и делает одни и те же вещи не просто недели напролет, но месяцы, годы и годы и годы. Он больше других в НБА напоминает робота. Он относится к трехочковому броску, как теннисисты лелеют свою подачу, гольфисты – замах при ударе, а питчеры – выпуск мяча. Быстрый прыжок, быстрый выпуск, идеальная техника, мяч в кольце. И каждый бросок как две капли воды похож на предыдущий. Понаблюдайте на Рэем достаточно долго, и вы заметите, что он ловит ритм именно когда бросает с позиции, которая ему по душе. И эта ситуация, этот водоворот, хаос – для Рэя Аллена нет ничего лучше.
Остается семь секунд, и наступает та самая ситуация. Но я все понял в тот момент, когда только делал эти два шага назад.
Невероятно, но факт: когда Рэй практикует броски с разных точек площадки, он иногда завязывает себе глаза так, чтобы не видеть линию трехочкового броска. Он начинает свою бросковую подготовку за несколько часов (нет, правда – Часов) до каждой игры. Девушки из группы поддержки тренируются, работники арены налаживают свет. А он оттачивает работу ног, словно балерина – отчасти это из-за того, что он перфекционист, отчасти – из-за баскетбольного ОКР, и отчасти просто из-за того, что хочет быть ко всему готов. И знаете, что самое удивительное? Рэй Аллен, каким бы обаятельно странным он не казался, часто тренирует именно этот бросок. Оттачивает еще со времен «Милуоки».
Остается пять секунд, проигрывает три очка, я в углу, отступаю назад так быстро, как только могу… а что дальше?
Никто в истории НБА не был готов к подобному момент лучше. Рэй двигался назад, уже зная, что ему нужно ровно шесть шагов – не пять и не семь – просто потому, что Рэй Аллен блестящий игрок, помешанный на таких вещах. К нему движутся три игрока «Сперс», Тони Паркер успевает поднять руки а-ля мини-Хибберт. Аллен предотвращает падение назад, выпрямляется, выпрыгивает с двух ног и выпускает мяч все с той же безупречной техникой. Он успевает за мельчайшую долю секунды бросить беглый взгляд на паркет, взглянув налево от себя при получении мяча.
Последнее поразило меня больше всего. Не сказать, чтобы в углу у вас было место, где можно развернуться. Всего-то фута три. Небольшая погрешность в одну сторону и ты заденешь линию, что стоит тебе драгоценного балла результативности, погрешность в другую сторону – и ты в ауте. Каждый раз когда сам играю, поражаюсь тому, как в углу мало места. К тому же, у игроков отнюдь не крохотные ножки. Судя по процентам, оттуда бросать легче всего, но право на ошибку не остается совсем. Особенно, если ты отступаешь назад на полной скорости.
И с учетом всего этого – я знал, что он попадет.
Готов был поставить что угодно. Даже с температурой под 39, с высохшими линзами в глазах и жуткой мокротой в горле, даже понимая, насколько я бледен и жалок (думаю, то же самое чувствует перед смертью) я могу сказать, что увидел будущее в тот момент, когда Рэй начал отступать назад. Я много раз видел, как он забивает подобные броски. И нет игрока более подходящего для таких моментов игрока. Ни одного. Помню, как вскликнул, когда мяч оказался в сетке. Как фанаты сходили с ума. И еще помню, думал: «Не может быть, чтобы он не наступил на линию. Такое невозможно даже для Рэя. Просто невозможно».
Судьи отправились просматривать повтор эпизода. Мы же все смотрели повтор на нашем маленьком мониторе. Невероятно. Он не коснулся ни одной из линий. Это можно сравнивать только с одним бросков: решающий крюк Карима SaveFrom. net в шестой игре Финала-1974, который с сиреной спас «Милуоки» во втором овертайме. Если бы Карим промахнулся, «Бостон» бы забрал титул. Но забивает – седьмая игра проходит в Милуоки. Он забил. Только один нюанс – «Селтикс» прилетели в Милуоки и выиграли там титул, несмотря ни на что.
В этот раз Рэй спас сезон для «Майами» и сохранил право на титул. Лучше броска в истории НБА не было Ретвит
В этот раз Рэй спас сезон для «Майами» и сохранил право на титул. Лучше броска в истории НБА не было. Со всем уважением к знаменитому броску Джордана против «Джазз» в 98-ом, но бросок Аллена был сложнее, и от него зависело больше. Если бы Вы или я отступили бы подобным образом к трехочковой линии и запустили дальний бросок, да еще и с защитниками, летящими на нас со всех сторон, то ни за что бы ни попали. Только несколько игроков могли забить подобных бросок с аналогичной работой ног: Коби, Дюрант, Берд, Ти-Мак, Реджи Миллер, может быть Джамал Кроуфорд (только если ставки не так высоки) , но в этом и суть момента. Именно в той ситуации никто не справился бы лучше, чем Рэй Аллен. Вся его карьера шла к этим трем секундам. Точно вам говорю.
Мне многое нравится в НБА, но больше всего нравятся моменты, когда ты понимаешь, что видишь нечто особенное, что-то такое, что будут повторять миллионы раз. Что-то такое, что если ты скажешь «Да, я был там, видел своими глазами» кто-то обязательно обернется к тебе, внезапно превратится в Уилла Хантинга и заорет: «Правда? Ты был там? ТЫ Правда * БЫЛ ТАМ? ». Я был свидетелем невероятного броска Гара Херда в Бостоне, перехвата Берда паса Айзеи и крюка Мэджика через МакХейла и Пэриша. Теперь могу сказать, что был свидетелем трешки Рэя Аллена. Четыре величайших момента. Момент Рэя я видел как в тумане. Все было так расплывчато, но там был Рэй и на секунду туман рассеялся.
Да, я был там.
И вот что происходит когда ты видишь это вживую: трибуны забиты, все следят как эти суператлеты показывают все, на что способны. А затем происходит нечто невероятное, и это нечто создает такой особенный звук, который даже невозможно описать. Самый сладкий звук в мире. Когда Берд сошелся в схватке с Домиником в седьмой игре в 1988 году, этот звук трибуны издавали всю четвертую четверть. Потому что понимали, что происходит нечто волшебное. После этого ты ходишь на сотни сотен игр, ожидая снова услышать этот звук. На шестой игре его точно можно было услышать. Рэй забил трехочковый и позволил Леброну продолжить его погоню за вечностью. Этот бросок убил великолепную команду в лице «Сперс» и оставил все шансы на три-пит. И гарантировал, что Рэй Аллен попадет в Зал Славы в тот же год, когда станет доступен.
Вы все знаете, что случилось после этого. Паркер промазал последний бросок «Сан-Антонио» в основное время не без помощи еле уловимого толчка от Джеймса. «Майами» победили в овертайме во многом благодаря Бошу, который помешал последнему дальнему броску Дэнни Грина. Наше шоу в эфире оказалось уже после полуночи. Первым высказался Уилбон, затем Мэджик, затем Джэлен, затем я. Я сказал, надеясь, что это правда, что ни еще не одна команда НБА не была так близка к победе в чемпионате, так и не победив. Мы поболтали еще несколько минут, потом пару раз снова все обсудили, записали несколько сегментов и все. Но не было того чувства удовлетворения, на которое я рассчитывал. Постфактум могу сказать, что пожалел, что не написал сразу же после об это всем статью.
Вместо этого я вернулся в отель, выкрутил термостат на 26 градусов и просто упал. Я оставался в кровати следующие 36 часов. Потерял несколько килограмм. Посмотрел первую половину пятого сезона «Во все тяжкие». Посмотрел как «Брюинс» слили игру за Кубок Стэнли. Прошел через курс антибиотиков под наблюдением врача от НБА. Заказал еду в номер, но почти не притронулся к нему. Чувствовал, что зря я не описал свои впечатления от шестой игры. Раз за разом принимал горячий душ, ведь только это позволяло мне почувствовать себя немного лучше. Все время думал, что на седьмую игру меня не хватит. В общем, помню все, что было в той темной комнате.
На следующий день, часа в 4 дня во мне начал бурлить предыгровой адреналин. Пять часов до едьмой игры. Снова принял горячий душ, побрился, надел немного помятый костюм, завязал цветастый галстук, проглотил еще одну таблетку от кашля. Затем отдернул шторы своей комнаты – свет