Косметика 18 века. Из истории красоты: макияж 18 века.
- Косметика 18 века. Из истории красоты: макияж 18 века.
- Связанные вопросы и ответы
- Косметика на Руси. Мука для Марфушки
- Макияж конца 19-начала 20 века. 19 столетие – век химических открытий и промышленной революции
- Макияж 18 века.
- Чем красились в 18 веке. Как же раньше красились девчонки на Руси!?
- Видео Макияж древности. Смертоносная косметика
- История макияжа в 1910е года
- Декоративная косметика 18 века. Как и чем красились русские женщины два века назад, когда декоративная косметика впервые вошла в моду
Косметика 18 века. Из истории красоты: макияж 18 века.
Макияж 18 века был ярким, контрастным и даже броским, но в то же время – полувоздушным, таинственным и загадочным…
Из истории красоты: макияж 18 века
Говоря о макияже 18 века, на ум, прежде всего, приходят экстравагантные и вычурные образы светских дам Европы и послепетровской России. Поэтому на них следует остановиться подробнее.
Подражание фарфору
Законодательницей мод в то время являлась Франция. А именно – королевский двор, юные принцессы, многочисленные фаворитки короля, высших дворян, их компаньонки, фрейлины и камеристки. И благодаря их выдумкам и замыслам (а также – привычке подражать властным особам) выходило так, что вся просвещенная Европа старалась выглядеть по образу и подобию французских красавиц.
Парижский двор прославлял женщину, как источник вдохновения поэтов и художников, олицетворение красоты, чистоты и нежности. Потому и выглядеть дама должна была так, будто только что сошла с полотна выдающегося живописца.
Символом красоты, роскоши и одновременно чистоты и утонченности, в те времена считался фарфор. Изящные фарфоровые статуэтки и сервизы порой ценились на вес золота. Особенно их любили за чистую белизну, прочность и отсутствие изъянов. Считалось, что цвет лица у истинной красавицы должен быть подобен фарфору. Естественно, что даже при длительном избегании солнечного света идеально бледного лица добиться было невозможно! Поэтому среди женщин 18 века считалось хорошим тоном для придания «интересной бледности» пить уксус (средство сомнительное, но, как говорится, блажен, кто верует) и уделять большое внимание гриму. Дамы обильно покрывали лицо белоснежной пудрой, а для пущего эффекта наносили ее в несколько слоев. При этом припудривали не только лицо, но и все открытые участки тела: шею, плечи, область декольте, руки. Изящная пудреница с пуховкой из дорогостоящих материалов была обязательным атрибутом дамского несессера – изящной сумочки для необходимых предметов. А вот загар, напротив, был не в чести – он считался признаком низкого происхождения и необходимости трудиться в поле под палящим солнцем. А ручной труд среди знатных особ, конечно же, был моветоном!
Чтобы подчеркнуть бледность лица, женщины использовали такой косметический трюк: поверх светлой пудры они наносили синей краской синие черточки на лицо и виски. Таким образом, создавалась имитация вен, которые будто проступали сквозь «прозрачную» кожу.
Пудрой покрывали не только тело, но и волосы. В те времена в моде были высокие вычурные прически. Для плетения волос в богатых домах имелись специальные комнаты с люком. После того, как парикмахер заканчивал свою работу, люк открывался и на невообразимой высоты сооружение из волос из специального помещения на голову дамы сыпалась пудра, белоснежная или разноцветная.
Обильно пудрились в 18 веке не только женщины, но и мужчины. Однако в гораздо более скромных объемах, чем их прелестные спутницы.
Красота под мушкой
Фарфорово-белую кожу подчеркивали самыми разнообразными способами. В том числе и с помощью мушек – искусственных родинок на лице.
Мушки делали из черного бархата, крепа и тафты. Черный цвет оттенял бледную кожу и усиливал желаемый эффект. Кроме того, с их помощью маскировали прыщики, мелкие язвочки, угри и родимые пятна. Клеить мушки полагалось не только на лицо, но и на плечи и декольте. Не обязательно, чтобы мушка была идеально круглой. Иногда «венериному цветочку» придавали формы сердечка, звездочки, полумесяца, птички и так далее.
В Европе, а позже и в России, дамы выражали свои чувства и намерения с помощью особого «языка мушек». До нас дошли свидетельства того, что мушка, расположенная на подбородке означала, что ее обладательница была влюблена, на носу – дама готова к экстравагантным поступкам, около губы – девушка не прочь познакомиться с интересным кавалером! В конце 18 века дамы заменили тканевые мушки нарисованными. На рубеже веков мушки стали рисовать специальным черным карандашом – для большей естественности!
«Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? »
С «интересной бледностью» контрастировал яркий румянец, который полагалось накладывать на всю область щек и под глаза. Конечно, многие дамы «румянились» естественным путем, во время пеших и верховых прогулок на свежем воздухе. Однако не всякая светская красотка могла себе это позволить после целой ночи танцев в ассамблее.
На помощь приходили специальные румяна нежно-розового цвета. Их наносили на загримированное и припудренное лицо и тщательно растушевывали. Густо румянились не только женщины, но и мужчины.
Иногда в качестве румян использовали народные средства. Российская императрица Екатерина II, по советам придворных красавиц, ежедневно протирала лицо кубиками льда из чистого свекольного сока. По свидетельствам очевидцев, это помогло ей до самой старости сохранить свежий цвет лица и девичий румянец на щеках.
Пристрастие к нарумяниванию щек имели и многие другие знатные особы того времени. Иногда это доходило чуть ли не до фанатизма. Так, легендарная Мария-Антуанетта даже на собственную казнь отправилась с ярким румянцем на лице. А фаворитка Людовика XV, маркиза де Помпадур, перед смертью завещала похоронить себя при полном макияже: нарумяненной, набеленной и напудренной.
Бледное, и в то же время нарумяненное лицо также подчеркивалось такими нехитрыми приемами, как окрашивание ресниц и бровей черной сурьмой и нанесение красной помады на губы.
«Золотой век парфюма»
После нанесения грима завершающим аккордом макияжа для любой светской красавицы середины и конца 18 века были духи и парфюмерные масла.
Духи в современном понимании были изобретены именно в 18 столетии. Назначение их было сугубо утилитарным. Ароматная жидкость была призвана маскировать запах грязного тела. А с гигиеной в 18 веке дела обстояли весьма плачевно, несмотря на роскошь и внешний лоск. Высокие и сложные прически полагалось носить несколько дней, не расплетая, из-за чего мытье головы было практически недоступным занятием, и вечно откладывалось на потом. В результате этого, насекомые, блохи и даже мыши в голове были вполне нормальным явлением как для дворянки средней руки, так и для монаршей особы.
Принимать прочие водные процедуры слишком часто тоже не полагалось – как по религиозным соображениям, так и по причине отсутствия культа гигиены. Все это приводило к тому, что от людей той эпохи довольно дурно пахло, независимо от сословия. Конечно, люди этого факта особенно не стеснялись, но со временем маскировать естественные запахи ароматной цветочной водой стало одним из правил хорошего тона.
В середине 18 века мода на духи достигла своего апогея. Только в Париже существовало более 250 парфюмерных салонов, где можно было найти одеколоны и душистую воду на любой вкус.
Чем богаче была светская красавица, тем изысканнее и утонченнее парфюм она предпочитала. Наиболее популярными были цветочные духи, с добавлением дорогостоящего розового масла. Духи обильно наносились не только на кожу, но и на одежду и на волосы.
А как у них?
Простолюдинки России и Европы, в отличие от своих более состоятельных сверстниц, косметикой практически не пользовались. У них существовали другие стандарты красоты. В небогатых сословиях женщина ценилась исключительно как мать, хозяйка и работница.
Внешние данные были второстепенным фактором.
Но, как и любую другую женщину, крестьянок и небогатых горожанок тоже волновал вопрос ухода за собой. Поэтому в данной статье стоит перечислить и их методы украшения лица и тела.
В некоторых российских губерниях того времени девушкам и женщинам для сохранения красоты и молодости полагалось в первый день Пасхи умываться водой, в которой лежало крашеное яйцо. После этого пасхальным яйцом как следует растирали щеки.
Западноевропейские горожанки 18 века считали, что цвет лица будет свежим и здоровым, если ежедневно натирать его собственной праздничной одеждой из красной ткани, а также пыльцой от зерновых культур и острым перцем (если кто-то мог себе позволить эту пряность.
bezymyannyy_156. png
В отличие от высшего света, небогатые сословия уделяли больше внимания личной гигиене, а не маскировке телесных недостатков. Конечно, крестьяне и горожане Западной Европы (в отличие от России с ее культом бани и купаний в водоемах) мылись гораздо реже, чем современные люди. Но водные процедуры (умывание лица и рук, летние купания и т. д. ) у них, все же, имели место быть. Вода не только очищала тело, но и была призвана сохранить красоту. Поэтому многие женщины предпочитали умываться водой, настоянной на лекарственных травах. А от язв на лице и теле, вызванных болезнями и антисанитарией, хорошим средством считались примочки из отвара ромашки.
Но даже такие примитивные меры, по мнению современных специалистов, способствовали куда лучшему сохранению красоты, здоровья и молодости, чем обилие пудры, грима и румян на лицах знатных красавиц.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие косметические средства были популярны в 18 веке
В 18 веке популярностью пользовались румяна, пудра, помада, а также парфюмы. Румяна обычно делали из натуральных ингредиентов, таких как ягоды и цветы. Пудру делали из талька или рисовой муки, чтобы создать бледный и матовый оттенок кожи. Помаду использовали для подчеркивания губ и придания им яркого цвета.
2. Каким был стандарт красоты в 18 веке
В 18 веке стандарт красоты предполагал бледную кожу, высокие брови, яркие губы и нарядные прически. Женщины стремились к бледности кожи, чтобы показать свою высокую социальную позицию. Высокие брови считались модными и подчеркивали изящность лица. Яркие губы с помощью помады делали образ более выразительным.
3. Какие материалы использовались для изготовления косметики в 18 веке
Для изготовления косметики в 18 веке часто использовали натуральные ингредиенты, такие как ягоды, цветы, минеральные порошки, пчелиный воск. Различные масла также применялись для увлажнения кожи. Некоторые косметические средства содержали тяжелые металлы, что могло быть вредно для здоровья.
4. Каким образом женщины наносили макияж в 18 веке
Для нанесения макияжа женщины использовали специальные кисти и аппликаторы. Румяна наносили на скулы, пудру - на лицо для матового эффекта, а помаду - на губы. Каждый шаг макияжа требовал определенных навыков и тщательности, чтобы достичь желаемого результата.
5. Каким был запах парфюмов в 18 веке
Парфюмерия в 18 веке имела разнообразные ароматы, от цветочных и фруктовых до древесных и пряных. Известными компонентами парфюмерии того времени были роза, жасмин, лимон, сандал, мускус, иланг-иланг и другие. Важно было, чтобы запах парфюма сочетался с образом и стилем носившей его особы.
6. Как изменялся макияж в зависимости от социального статуса в 18 веке
Социальный статус влиял на выбор косметики и макияжа в 18 веке. Высшие слои общества могли позволить себе роскошные и дорогостоящие средства для ухода за собой. Низшие слои использовали более доступные и простые продукты для красоты. Вместе с тем, нанесение макияжа и уход за внешностью были обязательными для женщин всех социальных групп.
7. Какие проблемы могла вызвать косметика 18 века для здоровья
Косметика 18 века часто содержала токсичные компоненты, такие как свинец, ртуть, арсен и другие вредные вещества. Их постоянное использование могло вызвать раздражение, аллергические реакции, а также отравление организма. Некоторые женщины страдали от проблем с кожей из-за некачественных косметических средств.
8. Какие тенденции в макияже были популярны в разных странах в 18 веке
В разных странах в 18 веке существовали собственные тенденции в макияже. Например, во Франции был популярен бледный тон кожи и яркие губы, в то время как в Англии ценились более натуральные оттенки. В Германии акцент делался на бровях и глазах, а в Испании предпочитали яркие цвета и насыщенный макияж. Каждая страна имела свои каноны красоты и предпочтения в стиле макияжа.
Косметика на Руси. Мука для Марфушки
Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.
Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III , в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона , путешествовавшего по России в середине XVI века.
Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий : «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб : «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.
Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз : «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла…» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.
Макияж конца 19-начала 20 века. 19 столетие – век химических открытий и промышленной революции
Это время полностью изменило мир косметики. Прежде всего, этому способствовал настоящий бум химический открытий. Едва ли не каждый год учёные создавали новое средство, означавшее очередной прорыв на рынке. К примеру, именно в данный период были изучены возможности использования перекиси водорода в косметических целях, оксид цинка стал использоваться в пудрах. Появляется усовершенствованный крем для тела с новыми ингредиентами – вазелином и минеральными маслами, ланолином (восковое вещество, которое собирают с шерсти овец или других животных).Благодаря достижениям в области физики, впервые заговорили о солнцезащитных препаратах. Сперва учёные считали, что солнечные ожоги провоцировала жара. Но в 1801 году Иоганн Вильгельм Риттер из Германии обнаружил ультрафиолетовое излучение. В 1820 англичанин Эдвард Хоум бился над вопросом, почему люди со смуглой кожей более устойчивы к ультрафиолету, чем со светлой. Проведя несколько опытов, он убедился в наличии у человека особого пигмента – меланина, который защищал кожу от воздействия солнца. А вот в 1878 году австриец Отто Файель изучал свойства танина (вещества растительного происхождения) в качестве солнцезащитного средства. Но у него оказался один серьёзный недостаток – он чрезмерно окрашивает кожу.Как уже говорилось выше, всевозможные косметические средства изготавливались в мануфактурах. Но их выбор был невелик, а цена была по карману лишь состоятельным людям. Промышленная революция и использование паровых машин не только увеличило количество создаваемых продуктов, но и сделали их более доступными.Именно в 19 столетии во всём мире стали появляться полноценные компании и торговые марки, специализирующиеся на косметике, парфюмерии и средствах гигиены. С уверенностью можно сказать, что зубной пастой «Colgate» или шампунем «Palmolive» пользовались очень многие читатели этой статьи. Но мало, кто знает, что фирма Colgate берёт своё начало ещё в 1800-х годах. В 1806 году на одной из нью-йоркских улиц Уильям Колгейт открыл производство мыла и свечей, которое затем расширилось до полноценного завода в Нью-Джерси (1820 год). А уже в 1857 году под руководством сына основателя Самуэля Колгейта была создана организация Colgate & Company. В 1866 году было разработано ароматизированное мыло, несколько видов парфюмерной продукции. Спустя 6 лет появилась новая торговая марка — Cashmere Bouquet – ароматизированное туалетное мыло.Международное признание компания получает на рубеже веков в 1900 году, когда её мыло и парфюм завоёвывают награды на Всемирной выставке в Париже. В 21 веке «Colgate-Palmolive» – трансконтинентальная корпорация, которой принадлежит несколько брендов, в том числе Colgate, Palmolive, Lady Speed Stick, Mennen.
Макияж 18 века.
Восемнадцатый век – это эпоха огромных париков, пышных платьев, бесконечных балов, утонченных духов и фарфора. Это век нежности и манерности, красоты и страстности. Отличительной особенностью макияжа 18 столетия является белоснежная кожа.Грим являлся обязательной чертой костюма того времени. И мужчины, и женщины густо покрывали кожу пудрой и белилами, отчего она приобретала фарфоровый оттенок. Примечательно, что пудрой маскировали не только лицо и шею, но также зону декольте и даже руки. Основными оттенками косметического средства были белый, серый, голубой, розовый. Для того чтобы усилить бледность, на висках дамы рисовали голубые жилки, имитировавшие вены.Подчеркнуть бледность кожи помогали контрастные мушки, которые изготавливались из бархата и тафты темных оттенков. Позднее их стали рисовать специальным карандашом. Они имели, как правило, небольшие размеры и обладали самыми разнообразными формами. Крепились мушки чаще всего на лицо. Они могли располагаться также на шее или груди в зависимости от желания хозяйки и фасона платья.
Считалось, что мушка привлекает внимание к наиболее привлекательной части тела. Некоторые женщины «сажали» мушки на недоступные окружающим места. Искусственная родинка могла располагаться, например, на бедре или на животике. Существовал даже тайный язык мушек.
Вместе с декоративными родинками лицо украшал румянец. На белоснежном фоне особенно красиво смотрелись румяна светло-розового оттенка. Ресницы густо красили специальной краской в черный цвет, который делал взгляд особенно ярким. Губы подчеркивались красной помадой. Такой вариант макияжа просуществовал до конца 18 века. На рубеже столетий в моду вошел естественный облик и натуральная бледность.
Чем красились в 18 веке. Как же раньше красились девчонки на Руси!?
Вот как описывается русская кокетка 18-го века в сборнике «Пчела»: «Прехитро себя украшает, приятные сандалии обувает и везжды свои ощиплет, и духами учинит, и лицо, и выю (шею) ваннами наванит (покрасит) и черности в очесах себе красит». Женщины в России очкнь любили белилиться и румяниться, но при этом весьма неумело: Будучи красивыми от природы, они абсолютно искажали свои лица. Например, накладывали на щеки такое колличество краски, что (по мнению немецкого путешественника Олеария) иногда казалось, будто кто-то разукрасил их кистью. Женщины разукрашивали себе руки и шею голубой, белой и коричневой красками, сурьмили брови и ресницы, при этом делали это самым уродливым образом: чернили светлые и белили черные брови. Княгиня Черкасская была очень красивой от природы женщиной очень и не желала краситься и румяниться, но была вынуждена покориться всеобщему обычаю, чтобы не подвергатся насмешкам. Церковь пыталась восставать против этого обычая, но тщетно. Косметикой повально увлекались женщины боярского сословия — они не только сурьмили брови, наносили на лицо румяна и белила, но и красили зубы. По всей вероятности, больше всех доставалось скоморохам шутам и скоморохам — они раскрашивали себя не только белилами и красками, но даже сажей. Самыми большими поборниками косметики на Руси тех времен, вероятно, были татары. Они красили ресницы, брови, губы, румянились, красили ногти хной и т. д. По словам одного из русских путешественников, девушки и женщины татар были похожи на «размалеванных кукол», которые в реальности были намного красивее.
Начиная с XVII века, Франция становится кумиром русского дворянства и на протяжении почти трех столетий определяла правила хорошего тона, моду и косметику не только для коронованных особ, но и для провинциального дворянства.
В XVIII веке в Петербурге уже имелся свой косметический магазин купца Данилова, где можно было даже приобрести так называемый «воздушный прибор» для опрыскивания духами.
Пользоваться косметическими средствами было, главным образом, уделом знати, простой же народ пользовался травами как для медицинских, так и для косметических целей. На Руси издавна большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливаю! кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны. Сведения о лечебных свойствах растений и способы их применения мы находим в многочисленных старинных «травниках» и «лечебниках» («Травоврач», «Зельник», «Жизненник», «Цветник» и др.). Будем откровенны: к простому, доступному. находящемуся под рукой, мы часто относимся без должного уважения. Скажем, к лекарственным растениям, воде, которая с древнейших времен считалась основным лечебным, гигиеническим и косметическим средством. Врачи древности применяли воду для лечения, для косметических целей в виде ванн, обмываний, обтираний, душей, компрессов.
В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.
«Чистота — залог здоровья!», также с полной уверенностью можно сказать, что чистота — залог красоты. В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.
Косметика, как считают некоторые, начинается не с нанесения кремов, помад и лосьонов, а прежде всего с мытья. Очистить кожу от грязи, кожного сала, отмерших роговых чешуек вот о чем нужно заботиться прежде всего.
Поделитесь с друзьями!
Видео Макияж древности. Смертоносная косметика
История макияжа в 1910е года
Стиль этой эпохи — скромный, нежный макияж. Девушки стремились к подобию ангела:
Кожа – бледная, макияж глаз практически отсутствовал, на губах — не более чем вазелиновый блеск , яркие губы – вульгарность и дурной тон. В моде густые волосы, модницы преображали их в игривые локоны.
Яркие представительницы этой эпохи: Лилиан Даяна Гиш (одна из первых звезд немого кино), Мэри Пикфорд ( Актриса театра и кино)
Декоративная косметика 18 века. Как и чем красились русские женщины два века назад, когда декоративная косметика впервые вошла в моду
Макияж в царской России делали не только женщины, но и мужчины: франты белили и подрумянивали лицо и в обязательном порядке пудрили искусственные волосы.
Косметика зачастую была вредна для здоровья, но не пользоваться ею великосветские дамы не могли: наличие макияжа указывало на статус.
Фактрум с интересом разбирает женские косметички XVIII века.
Макияж на Руси
Конечно, к искусственному украшательству лиц женщины прибегали ещё до Петра I, однако настоящий расцвет мейкап-искусства наступил именно в петровские и елизаветинские времена. При этом красились повсеместно и дамы в возрасте, и совсем юные девицы. Белила, румяна, пудра — обязательная часть ежедневного туалета. Качественную косметику, как водится, привозили из-за границы. Дамы зачастую просили привезти им «жемчужные помады», придающие лицу «великую белизну», знакомых дипломатов и путешествующих родственников.
По воспоминаниям одной из дворянок XVIII века, румяниться женщины начинали ещё с утра, хотя бы немного, для «свежести», а к вечеру, особенно если предстояло ехать на бал, необходимо было это сделать как следует. Сурьма на бровях плюс белила не очень одобрялись в порядочном обществе, а вот «обтирать» шею и лицо пудрой было хорошим тоном.
Купчихи старательно подражали великосветским дамам. Венесуэльский дипломат Франсиско де Миранда в своих воспоминаниях о России второй половины XVIII века так рассказывал о девицах из купеческого сословия: «Лица у всех… накрашены… они в этом нимало не нуждаются… природа наделила их весьма привлекательной внешностью».
Свинцовые белила и нож-скребок для удаления излишков мейка
Все знали о том вреде, который несли для здоровья белила, изготавливаемые на основе свинца, но продолжали ими пользоваться: альтернативные им меловые белила или косметика на основе крахмала и висмута были не так эффективны и хуже скрывали недостатки. В дамских журналах модницам рекомендовалось перед нанесением вредной косметики делать специальные притирки, а перед сном всё тщательно с лица удалять. При этом совершенно обычным средством для удаления мейкапа был специальный нож-скребок.
Пудрой дамы высшего света пользовались наравне с мужчинами — не только приводя в порядок лицо, но и закрепляя высокие причёски и парики. На замысловатые «многоэтажные» конструкции — например, в виде кораблей уходило до полукилограмма пудры. Для того, чтобы вместе с прической не засыпать себя с головы до ног, надевали специальные маски и накидки. Лишние слои с лица соскребали ножом и жёсткой кистью.
Изготавливали пудру из муки, при этом выпускалась она в нескольких оттенках. Интересно, что отдельной популярностью пользовалась светло-серая пудра — дамы находили, что этот оттенок особенно подчёркивает свежесть лица.
Важная роль отводилась румянам: «Не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». При этом румяна наносили и на виски, и около губ, и даже на глаза — своеобразный приём «скульптурирования». Яркое косметическое средство сначала изготавливали из кармина или более дешевого аналога — киновари, но затем в моду вошли румяна на шафране: они меньше вредили здоровью кожи и отличались многообразием оттенков. Выпускались румяна в виде порошков, помады или же пропитанных кусочков бумаги и ткани — ими необходимо было натирать лицо.
В конце XVIII — начале XIX века дамы всё чаще стали отказываться от белил и использовать в разы меньше пудры. Румяна выпускались более приглушенных и натуральных оттенков, и пользовались в основном ими дамы в летах. В моду входит естественность.
Наталья Хлыстова