Первая статья о моем первом мероприятии. Как это мило. Спасибо Ирине Корж).
EX Drama: поэзия боли и любви
Рождество – особая пора. Даже если это католическое Рождество, и в Харькове его празднуют не все. Конец декабря таит в себе особенный хаотичный дух, ведь нужно всё успеть: украсить дом, подтянуть «хвосты» в работе и учебе, составить план на будущий год, купить подарки родителям и подругам, придумать меню для новогоднего стола. За этой предпраздничной суетой хочется не забыть о самом главном – душе. Не растерять внутренний покой, не распорошить по первому снегу чистую любовь к людям, не затолкнуть сожаления и обиды в глубину сердца. И потому очень символичным оказался выбор даты для проведения неожиданного по харьковским меркам мероприятия – EX Drama. «Вечер, посвященный разбитым сердцам, недосказанным словам и обидам. Всем, кто давно хотел выпустить пар и наконец-то оставить прошлое в уходящем 2014 году – милости просим. Никакой цензуры, никакого чая, никаких клятв о вечной любви. Хочешь пить – пей шот, хочешь говорить – говори с матами, хочешь кричать – кричи в микрофон. Никакой психологии или промывания мозгов. «Только для настоящих женщин! » - строго значится на странице мероприятия в соцсети и на входном билетике, который мне вручают, как только я проникаю в помещение по адресу, указанном в афише.
- Проходи по лестнице на второй этаж и разувайся. Куртку можешь повесить здесь, можно на втором этаже. – Приятная девушка в крупных прямоугольных очках протягивает мне билет, больше похожий на флаер. Позже, когда я отдышусь и выпью латте, догадаюсь, что это сама организатор вечера EX Drama Ирина Каленская.
Я суетливо снимаю верхнюю одежду и оглядываюсь: никогда здесь раньше не была. Это модное среди городской молодежи антикафе в центре города, между Павловской площадью и ул. Университетской, здесь очень уютно и модно. «Для хипстеров», - иронично добавляю про себя, но тут действительно мило: пара диванов, стол и два-три стула красного дерева, красные лыжи и синий череп под высоким потолком, подвешенный медный велосипед, другой велосипед «под старину» стоит на широком подоконнике. Хотя все предметы разнятся по стилю, их немного, поэтому нет ощущения безвкусного нагромождения аляповатых вещей.
Поднимаюсь по высоким ступеням на второй этаж, разуваюсь и прохожу в маленькую комнатку. Там и сям расставлены разных размеров мягкие кресла-мешки, впереди, перед «балкончиком», стоит одинокий стул – место для тех, кто отважится прочесть свои стихи.
Я настроена скептически. Во-первых, не люблю ярых феминисток, поэтому скрещиваю пальцы, чтобы тут их не было. Во-вторых, подозреваю, что людей придет мало, стихи будут читать один-два человека. Но первые сомнения улетучиваются быстро: хоть я и пришла раньше на 15 минут, свободных мест осталось мало. Сажусь в самом дальнем углу в единственное «обычное» кресло. Девочки расцеловываются, крутятся во все стороны, рассматривают незнакомок, проверяют телефоны, рассаживаются ближе к знакомым (тут все, кроме меня и еще 2-3 девушек, знакомы между собой) , шепчутся и улыбаются. На столике у диванчика и на журнальном столике возле меня стоят бутылки с белым вином и большие картонные стаканы. Мне все отчетливей начинает казаться, что я попала на самый настоящий девичник. Расслабляюсь и решаю выпить кофе. За барной стойкой на первом этаже стоит хрупкая девушка в сером пальто. Через час она будет читать свои стихи и провоцировать присутствующих на дискуссию.
Начали, как это часто бывает, позже почти на пол часа. «Будет кто-то читать свои стихи? ». Тишина. Очевидно, почти все пришли слушать, а не выступать, я тоже в их числе. «Тогда мы будем читать свои стихи». Мы – это, вероятно, организатор и ее подруги. Не выдавая волнения, к месту выступления проходит симпатичная шатенка. Хотя она сразу же предупреждает, что очень волнуется, голос у нее стальной. А как еще можно рассказывать о предательстве, лжи, измене, нелюбви и расставаниях? Хотя мне показалось, что в этой показной «нелюбви», присутствующей в поэзии Анастасии Мельник (именно так зовут первую чтицу) отовсюду тянутся тонкие веточки любви, которую оставили без внимания. Настя уже не раз выступала на поэтических вечерах, но всегда переживает, как аудитория воспримет ее творчество. После окончания мероприятия, во время интервью Анастасия призналась, что читала старые стихи: «Потому что, знаете, как говорят: счастливые люди не пишут. У меня всё хорошо, поэтому и не пишутся стихи». Признаюсь, я внутренне порадовалась за временное творческое затишье Насти: эмоциональный градус в ее поэзии так зашкаливает, что во время чтений было несколько моментов, когда я делала что угодно: проверяла телефон, фотографировала, настраивала диктофон, - только бы не разреветься тут, среди незнакомых людей.
После аплодисментов почетный стул занимает уже знакомая мне Ирина Каленская. Она выглядит немного взрослее своих лет – возможно, из-за броского макияжа (алые губы, подведенные черным глаза) или массивной темной оправы очков, а может, из-за горечи в голосе. Ее стихи более земные и брутальные, мне это очень близко. Образность текстов поэтессы живая, «будничная», не притрушенная блестками и показным благополучием. Ира бесстрашно признается в своих слабостях. Признается, но не раскаивается. Подобный максимализм оправдан, ибо только так настоящая женщина может сохранять цельность своей личности, не пропуская в душу хамство, цинизм и невнимательность отдельных людей.
Третьей выступавшей оказалась та самая бармен в сером пальто, - совсем юная и тонкая Диана Сорока. Ди убеждена, что только так – посредством творчества – можно проводить работу над своими жизненными ошибками. Стихи Дианы оказались близкими для всех девушек, но их особый шарм – в отсутствии разрушительных чувств и горечи. Жизнерадостная и переменчивая натура Ди явственно отражается и в ее поэзии, и в словах, сказанных на прощание: «Я желаю, чтобы каждая девушка знала себе цену и ни в коем случае не разменивалась на горечи и страдания. Мы все-таки самое прекрасное, что есть в этом мире. Без нас не было бы мира, это факт».
Чтение окончено, вино выпито. Девушки обуваются и спускаются на первый этаж. Там на столе стоит средних размеров алюминиевый таз.
В начале вечера Ира напомнила девушкам, что изюминкой EX Drama станет сжигание «посланий изгнания»: все плохое, что не позволяет жить в гармонии с собой и от чего ты хочешь избавиться, нужно написать на листке бумаги. Сознаюсь честно: я не ожидала, что это ритуальное действо вызовет такой ажиотаж среди присутствующих девушек. В кутерьме и подготовке к выходу на улицу некоторые поспешно дописывали дополнительные пожелания. Хитом, как ни странно, стала фраза «Уйди, лишний вес! » (странно, потому что все присутствующие девушки – стройные и даже худощавые. И вот группа из 12 визжащих созданий с веселым смехом выносит в декабрьскую ночь старенький таз, наполненный скрученными, словно древние письмена, бумажками.
- Спички у кого-то есть?
- Держи зажигалку! - девушки с азартом принимаются поджигать содержимое таза, чтобы оставить, пусть только символически, все обиды, расставания и боль в прошлом году. В их глазах торжественно и величественно отблескивает огонь.
Бумага быстро прогорает, таз остается остывать на бордюре узкого тротуара. Некоторые девушки закуривают, задумчиво вздыхая и сосредоточивая внутреннее зрение на той себе, к которой сейчас так хочется прислушаться, чтобы понять: отпустило? Стало легче? Я – сильная? В этот момент все они прекрасны. Они не спешат бездарно губить такой вечер и расходиться по домам. Именно сейчас им действительно стало легко.