Почему опасна секс-позитивность без критического анализа.
_
Я феминистка, а еще я веду занятия по секспросвету. Узнав о моей профессии, люди часто просят меня объяснить, что такое секс-позитивность, думая, что я позиционирую себя как секс-позитивную феминистку.
Но это вовсе не так. И вот почему.
Согласно Википедии, излюбленному "академическому" источнику, секс-позитивное движение – это "социальное движение, которое пропагандирует сексуальность с минимумом границ, делая акцент на безопасном сексе и важности информированного согласия".
Говоря словами Аллены Габош, секс-позитивность - это "такое отношение к человеческой сексуальности, которое считает любую сексуальную активность, осуществляемую по взаимному согласию, здоровой и приятной, и поощряет получение удовольствия и сексуальные эксперименты".
По сути, это определение можно свести к следующим пунктам: 1) не осуждать других, 2) уважать личные предпочтения каждо_й и 3) поощрять людей активно исследовать собственную сексуальность.
И я ничего не имею против такого подхода. Напротив, я всеми руками за.
Но проблема в том, что многие люди практикуют секс-позитивность без какого-либо критического анализа. Мне нравится то, что декларирует секс-позитивность, но я не готова ассоциировать себя с некоторыми частями этого движения. Поэтому, чтобы отграничиться от мэйнстримной секс-позитивности, я называю себя секс-критичной.
Главный аргумент секс-позитивности (особенно той части движения, которая использует феминистский инструментарий) – это то, что любое решение, которое мы принимаем касательно нашей сексуальности, служит эмпауэрменту (обретению силы) , потому что мы таким образом выступаем против общества, стремящегося лишить нас права выбора. Женщина вступает в половой акт открыто, свободно, по своему желанию и с энтузиазмом, и таким образом она нарушает статус-кво, а разве это не феминистично?
Я ни в коем случае не предлагаю выносить суждения и оценивать те или иные ситуации по шкале "феминистичности". Но я хочу предложить проанализировать несколько проблемных мест, которые я вижу в идеях секс-позитивности.
1. Мы не принимаем решения в вакууме
Никто из нас не может выкинуть из головы все то, что было заложено в нас в процессе социализации. Социализация влияет на любые наши действия. Конечно же, феминистки прилагают много усилий, чтобы избавляться от вредных патриархальных установок, но давайте посмотрим правде в глаза – мы никогда не сможем сделать это на все 100%.
К примеру, я использую декоративную косметику. Мне это нравится, я думаю, что макияж - это красиво. Я крашусь, потому что для меня это важная часть гендерного самовыражения, и я сделала осознанный выбор пользоваться косметикой.
В то же время, каждый день общество, культура и медиа пытаются убедить меня и всех окружающих, что без макияжа я некрасива, а следовательно, не имею ценности, так как в патриархальном обществе женщина оценивается в первую очередь с точки зрения привлекательности.
Исходя из этого, давайте подумаем: был ли мой выбор в пользу макияжа моим собственным выбором? Да. Может ли это решение способствовать моему благополучию? Конечно. Сделала ли я этот выбор абсолютно без всякого давления и внушения со стороны? Нет.
Получается, я никогда не могу быть уверена в том, что какое-либо мое решение принято не под влиянием обстоятельств? Да, не могу.
И в точности то же самое происходит с нашей сексуальной жизнью.
Одна моя подруга, которая тоже придерживается не-совсем-секс-позитивных взглядов, недавно рассказала, что у фетишистов есть такая ролевая игра, когда женщина отыгрывает стереотипную роль "гламурной блондинки" – как в плане внешности (длинные светлые волосы, большая грудь) , так и в плане характера (легкомысленная, готовая ублажать мужчин, сексуально доступная. Моя подруга хотела узнать, что я об этом думаю. Что я могу сказать? Я считаю, что это очень здорово, когда люди находят что-то, что позволяет им сделать свою сексуальную жизнь яркой и удовлетворяющей. Если шпильки и белые накладные волосы помогают в этом, то вперед, с какой стати кто-то может ограничивать взрослых людей в этом?
Но с другой стороны, мы все понимаем, что у каждого явления есть причины. И очень даже любопытно проанализировать и попытаться понять, что именно транслирует нам общество, что именно такие вещи становятся сексуально привлекательными для нас?
Я всегда полностью поддерживаю людей, которые занимаются тем, что делает их счастливыми, если это происходит строго по обоюдному согласию. Но я считаю, что проблема секс-позитивности заключается в том, что она никогда не идет дальше разговоров о личных предпочтениях, не вовлекает людей в дискуссию о том, как социализация влияет на них. При этом следует понимать, что такие вопросы не равнозначны осуждению. Анализ - это попросту интересно, а еще это важно, потому что с его помощью все мы начинаем лучше понимать самих себя и процессы, которые происходят в обществе. И мне кажется печальным то, что у движения за секс-позитивность нет желания инициировать такой анализ.
2. Эмпауэрмент для одной - угнетение для всех?
Некоторое время назад в феминистском пространстве горячо обсуждалась сексуальная практика, когда мужчина кончает женщине на лицо. (А в русскоязычной фем. среде некоторое время назад шли подобные дискуссии касательно анального секса. - прим. CYP)
Взрослые люди занимаются этим по обоюдному согласию? Прекрасно, так держать.
Но с точки зрения феминизма, как мы оцениваем сексуальные практики, в которых женщина подчинена мужчине и отыгрывает сценарии порнофильмов, сосредоточенные вокруг мужского удовольствия?
Секс-позитивист_ки аргументируют в их пользу таким образом: я хочу, чтобы мужчина кончил мне на лицо, мне кажется, что это крутая идея, и в таком случае, разве не будет для меня эмпауэрментом, если он сделает это по моей просьбе?
Да, наверное, будет.
Но попробуйте задать себе вопрос: "Почему я считаю это крутым? ". Мы живем в обществе, где подчиненное положение женщин – это норма, и даже нечто возбуждающее, где пенис – это практически оружие (его используют в угрозах и оскорблениях вроде "отсоси у меня". Возможно, именно в этом причина того, что подобные сексуальные практики так привлекательны для некоторых? И, таким образом, мы приходим к тому, что эти практики в каком-то смысле даже резонируют с постулатами культуры изнасилования. Но можем ли мы в таком случае называть их феминистскими.
Та же самая проблема заключается и в идее добровольной секс-работы. Если женщина сама, без всякого принуждения решает, что она хочет сниматься в порно, согласно феминистским постулатам она имеет на это право. И, возможно, для конкретно этой женщины это занятие будет действительно благотворным. Но помогает ли сама по себе порнография, особенно мейнстримная, освобождению женщин в целом?
Дело в том, что даже если что-то способствует твоему личному эмпауэрменту, то это вовсе не обязательно значит, что оно несет пользу для остальных женщин. Что является более феминистичным? Твой личный эмпауэрмент или эмпауэрмент группы, к которой ты принадлежишь?
На самом деле, на этот вопрос нет ответа. Существует миллион разных нюансов, которые нужно принимать в расчет. И всегда можно вспомнить аргумент о том, что любая женщина, которая добилась личного эмпауэрмента, способствует эмпауэрменту женщин в целом.
Но проблема в том, что все эти аргументы очень категоричны. Ты либо секс-позитивная феминистка, которая верит в первостепенность личного эмпауэрмента, либо секс-негативная феминистка, которая считает, что если какое-либо действие не содержит в себя прямого противодействия угнетению, то оно недопустимо в рамках феминистской деятельности и должно порицаться. Но мир не черно-белый, и эти проблемы не решаются так просто. Они заслуживают дискуссии. И это именно то, что я вкладываю в понятие "секс-критичность".
3. Пересмотренный статус-кво
В центре этой проблемы стоит вопрос о том, является ли женская сексуальная доступность и гибкость на самом деле освобождением или это "новый сексизм"?
Я преподаю детям уроки сексуального просвещения, это дело моей жизни. И когда я прошу учеников описать их идеальн_ую партнер_ку, гетеросексуальные парни почти всегда (в девяти случаев из десяти) перечисляют в списке качеств, что она должна быть "отвязн_ой". Когда я прошу объяснить, что они имеют в виду, они всегда говорят, что хотят партнер_ку, котор_ая согласн_а на все и хочет секса всегда. Ладно.
Как на работе, так и в личной жизни я встречаю все больше людей, в основном мужчин, которые считают нормальными сексуальные практики, которые для многих до сих пор табу (полагаю, что дело в порнификации нашего психосексуального развития.
От кажущегося безобидным желания анального секса до перехода границ дозволенного в играх с болью и принуждения к участию в разных фетишистских играх - на женщин все больше давят, чтобы они участвовали во все более и более нестандартных сексуальных практиках.
Сексуальная революция задала определенный уровень ожиданий от женщины, а это всегда опасная территория.
Я полагаю, что большинство феминисток согласится с тем, что давление на женщину с целью заставить ее вступить в брак и родить детей – это несправедливые гендерные ожидания, которые ни в коем случае не должны навязываться. Ты можешь соответствовать этим ожиданиям, и это может быть как феминистичным, так и нет, в зависимости от того, насколько осознанным и информированным был твой выбор в пользу этого.
Но "новая норма" или "новый идеал" женственности – это быть "сексуально раскрепощенной", что, к сожалению, чаще всего трактуется как "быть привлекательной для мужчин", готовой сексуально обслуживать их и открыто демонстрировать эту готовность. Так что изменилось? Где грань между настоящей раскрепощенностью и старым добрым сексизмом, попросту облаченным в другую упаковку?
И это еще один вопрос, который не имеет однозначного ответа. Не существует лакмусовой бумажки, которая помогла бы определить, является ли решение конкретной женщины добровольным, либо оно было принято под давлением ожиданий общества. Но секс-позитивность требует воспринимать любой выбор как признак раскрепощения, будто бы мы уже давно победили сексизм и женщины абсолютно свободны от навязанных патриархальных идеалов. И я не могу поддержать это ни при каких условиях.
* * *
Секс-позитивность – это движение, которое появилось из необходимости принять и ценить нашу сексуальность без вины и стыда. И это действительно благое намерение. Но когда участни_цы движения перестают задавать себе и окружающим неудобные вопросы и убеждают себя в том, что все их решения свободны от предрассудков, а, значит, не являются частью системы угнетения, то я вынуждена сделать шаг назад и спросить себя, хочу ли я быть частью такого движения. И в данный момент мой ответ – "нет".
-
Текст из группы Check your privilege
http://vk.com/check.your.privilege
Извиняюсь, что не репостом.
Меня там почему-то внесли в чёрный список, хотя я ни слова туда не писал