Румяна используют с древности, пытаясь показать здоровый цвет и молодость кожи.
Первыми их стали использовать египтяне, Фараоны натирали свое лицо специальными мазыми, придававшими темным лицам светло-желтый оттенок. Блеск для губ создавался из жира и красной охры. Этот же красный цвет использовался для придания румянца. В Китае раньше детям было принято красить щечки красной краской в виде яблочка, чтобы Всевышний, взглянув на них, оставался доволен, видя, как они радостны и здоровы. Интересно, что при отборе солдат в Римскую армию обращали внимание на реакцию новобранца на стресс. Если он краснел в критической ситуации, то его принимали в действующие войска, а если бледнел то, такой человек считался трусом, которому место на кухне. Он не мог быстро и правильно реагировать на опасность из-за оттока крови от головы. В Средние века бледная кожа была признаком благородной крови, а румянец пользовался популярностью у женщин легкого поведения. Нанесение макияжа ассоциировалось с низкой моралью, дамы щипали свои щёки (и кусали свои губы) чтобы сделать их румяными. Был и еще один экзотический способ: к щекам на два-три часа прикладывали куски сырого мяса. В эпоху Регенства и мужчины, и женщины использовали румяна. Именно в это время появились первые щеголи. которые стали использовать косметику на равне с женщинами. "Звездный" час румян наступил в правление Людовика XIV, поскольку сам монарх любил густо румянить щеки, вероятно для того, чтобы соответствовать прозвищу "король-солнце". Мало того, им даже была составлена "карта нежности", на которой обозначались краски для губ, щек и глаз. Сатирики того времени высмеивали "молодящихся стариков, щеки которых покрыты слоем румян, как стены штукатуркой". При знаменитом своей развращенностью дворе Карла II румяна выполняли еще одну функцию - скрывали следы сифилиса, свирепствовавшего в Лондоне. В Англии мужчины продолжали румянится до середины XIX столетия, хотя эту привычку сохранили только денди, например, друг короля Георга IV, знаменитый красавчик Браммел, элегантным костюмам которого завидовали и сам наследник престола, и лорд Байрон. По свидетельству современников, из четырех часов, отводимым им ежедневно на туалет, он посвящал нанесению румян не менее 20 минут - больше многих современных кокеток. Интересно, что дорогие румяна делали из кармина, а дешевые - на основе киновари (сульфид ртути) , пока медики не открыли, что эта косметика вызывает множество болезней - разрушение зубов, выпадение волос и даже слепоту. В середине Xviii века итальянский врач Виллани нашел компромисс между дорогим кармином и дешевой, но губительной киноварью - сафлор красильный, или дикий шафран, ярко - желтый цветок, который еще в Египте применяли для окрашивания бинтов при мумифицировании. В японии гейши делали из него помаду; в Китае актеры красили им лицо - причем не щеки, а лоб и подглазья, что считалось отличительным признаком героя. Красный пигмент сафлора был не только безвреден, но и менял оттенок в зависимости от консистенции, что впервые позволило создать розовые, бордовые, кирпично-красные румяна. Только с 1779 по 1789 год во Франции было создано 34 вида румян: для блондинок и брюнеток, для бала, для театра и прогулок верхом. Румяна стали так востребованы, что их производством, прежде монопольно принадлежавшем цеху парфюмеров, разрешили заниматься всем желающим - чаще всего это были парикмахеры и влвдельцы аптек. Почти у всех рецепт был один и тот же: смесь сафлора (реже кармина) с тальком и жиром, получившая название "парижские румяна" (fard de Paris. Кстати, во многих европейских языках румяна называются другим, но тоже французским словом - rouge, то есть красный. Именно за румяные щечки, пышущих здоровьем русских красавиц называли красна девица. А мазали они свои щечки свеклой, чтобы выглядеть действительно Красными. Во времена черно-белого телевидения дикторов и актрис гримировали зелеными румянами и помадой, так как красный цвет был слишком блеклым в черно-белом варианте. После второй мировой войны законодательницей мод в макияже снова стала Франция с её знаменитыми кутюрье. Именно там были изобретены "скрытые румяна" - их наносили на пудру, а сверху еще немного припудривали, создавая эффект легкого румянца, просвечивающего сквозь кожу. Разнообразие оттенков румян позволило им пережить любые капризы моды. В 50-е приобрел популярность спортивный загар - румяна стали гуще и темнее. В 60-е в моду опять вошла романтическая бледность - румяна не утратили популярности, как раньше, а стали более светлыми и прозрачными. Позже вновь в моду вошли яркие тона, а в наши дни вернулись нежные, близкие к естественному цвету лица.