Как понравиться камере.
Эта статья о фотогеничности – об умении нравиться камере, о том, как, даже не будучи эталоном красоты, хорошо получаться на фотографиях. Она посвящена и тем, кто в кадре, и тем, кто вне его – кто с камерой в руках. Ведь в обычной жизни, как правило, модель и фотограф, если фотография не является его работой, это лица взаимозаменяемые. И как фотографировать и фотографироваться правильно, пожалуй, хорошо бы знать и тому, и другому. От этого в результате выиграют все. Так, фотолюбитель сможет гордиться своими работами, возможно, приняв воодушевленную похвалу натурщицы как знак своего профессионализма. В любом случае он хоть на вершочек, да подрастет в фотоделе. А модель, в свою очередь, удачно получившись на снимках, поймет, как она прекрасна, ну либо убедиться, что не все еще потеряно.
Фотогеничность моделей – есть чему поучиться
Толковый словарь трактует фотогеничность однозначно: это – «наличие внешних данных, благоприятных для воспроизведения на киноэкране или фотографии». И я часто слышу, как люди прячутся от камеры, заявляя о своей якобы нефотогеничности. Однако врожденная фотогеничность присуща далеко не каждому. И чаще всего она является приобретенной. Вот знает человек, как нужно расположить свое бренное тело в пространстве, чтобы оно смотрелось хорошо! Другими словами, позировать он умеет, умеет улыбнуться, повернуться, да так, что его вид задевает за живое.
И эти умения, между прочим, и есть хлеб именитых фотомоделей. Они-то, применяя секреты фотогеничности на практике, так сказать, в своей работе, на бога, то бишь на фотографа, надеются, но и сами не плошают. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. А вот как этими руками грести, чтобы все-таки стать на твердую почву успешной начинающей фотомодели, уже отдельный вопрос
Кстати, как ни парадоксально, при фотографировании, прежде всего, важно не просто «отстреляться», лишь бы отстали, а получить удовольствие от съемочного процесса. Полюбите камеру, и она ответит вам взаимностью! И это является одним из секретов успешности культовой модели 60-х годов Верушки (настоящее имя – Вера фон Лендорф) , практически поселившейся на обложке популярного во все времена и нынче модного глянца Vog
Она, даже описывая процесс фотосъемки, приходит в восторг: «Съемки для меня – любовный треугольник: фотограф, камера и я. Камера – мой возлюбленный, и у нас увлекательный флирт. Влюбленным взглядом я смотрю либо в камеру, либо куда-нибудь в сторону. А фотограф нажимает на кнопку в тот самый момент, когда я нашла нужную позу и выражение лица. Это очень волнующее переживание – когда между камерой, фотографом и мной возникают такие отношения. И никогда не бывает плохих снимков». И неудивительно, что фотографии с Верушкой «цепляют», наверное, каждого.
Между прочим, фотографы, которые стремятся усовершенствовать свое мастерство, как правило, в основном работают с нефотогеничными объектами. Сделать их особенными, найти в их чертах лица отражение внутреннего мира, передать игру эмоций – вот их задача. И если вы, являясь начинающим фотографом, легко можете заставить объект съемки расслабиться перед камерой, избавить его от боязни ее, позволить проявить свою натуру, знайте, что в какой-то мере вы – уже ас. Ведь подобное является высшим пилотажем в профессиональной среде.
Тот, кто много снимает, имеет представление о наиболее удачных ракурсах для фотосъемки. Подсказать модели, какое положение принять, можно и даже нужно, особенно если она «теряется» перед объективом. Каждый из нас индивидуален. Так, кому-то идет фотографироваться только в профиль, кому-то – в фас. Все зависит, конечно, от типажа человека, от того, что он хочет увидеть на снимке, в каком образе желает быть запечатлен.
И далее мы сфокусируемся на основных моментах, на которые нужно обратить внимание для того, чтобы получить классные кадры без их постобработки в специальных программах наподобие «Фотошопа».
Акцент – выражение лица
Лицо – зеркало души, и это доказано. Макияж этого самого лица, безусловно, важен. Он помогает подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Но о нем позже. А в первую очередь стоит сказать о выражении лица во время фотографирования. И оно является, пожалуй, наиболее важной составляющей любого, даже самого короткого фотосета.
Помните, что естественность – залог вашего успеха. Дело в том, что боязнь объектива камеры обычно отражается на «фейсе» начинающей модели. И это гарантия того, что кадр окажется испорченным. «Выжатая» улыбка, напряженность, старательная попытка повторить выражение лица послов Параолимпийских игр в Сочи-2014 Натальи Водяновой и Олеси Владыкиной с обложки любимого мартовского Cosmo или знаменитых, фигурирующих на страницах глянца фотомоделей – для фото это все не годится. В почете естественность! Именно поэтому корчащие смешные рожицы люди часто получаются гораздо лучше тех, кто пытается быть в кадре солидными.
Понятно, что эту «естественность» можно натренировать? Профессионалы уверяют, что подобрать выигрышное выражение лица можно перед зеркалом. Наедине с собою вы вряд ли будете неискренними. Дрессируйте свою мимику, выбирайте те выражения лица, с которыми вы себе нравитесь, запоминайте их.
Да, и не забудьте научиться держать лицо в равновесии! Вот смотрите: вы «построили» мимику, теперь расслабьтесь, спустя короткое время лицо придет в нормальное состояние. Это и есть то самое равновесие! А теперь активизируйте зону губ и расслабьте зону глаз. Не нужно сжимать зубы, просто убедитесь в том, что ваши нижняя и верхняя челюсти сомкнуты.
Для тех, кому понравилось гримасничать перед зеркалом, можно это повторить перед настроенной на дистанционную съемку цифровой камерой. Щелкая себя с разными выражениями лица, вы привыкните к камере, не будете бояться фотографа (его ведь нет) , ну и, конечно, определите для себя выигрышные и «бракованные» ракурсы.
Обычно расслабиться перед камерой помогает простой глубокий вдох и выдох. Расслабьте плечи, вспомните что-то хорошее и поделитесь своим позитивом с фотографом посредством улыбки – той самой, от которой хмурый день светлей, а дядя (или тетя) с камерой в руках – добрей. Они ведь тоже люди! А если вы и есть тот дядя или та тетя-фотограф, помогите снять напряжение своей модели шуткой, обязательно подбодрите ее комплиментом, можно и двумя-тремя. Их, если они искренни, никогда не бывает много!
Еще один секрет удачной фотографии: представьте, что за объективом находится любимый вами человек. Не имеет значения, кто это – ребенок, муж, жена, друг, подруга или родители. Такая визуализация наполнит ваш взгляд теплотой, благодаря этому снимок получится душевным. Попробуйте, это и вправду работает!
Бывает, что снять волнение в процессе фотосъемки не получается. В этом случае можно предложить вообще не смотреть в объектив. Пусть взгляд скользит мимо фотоаппарата. Хотя нельзя не сказать, что при прямом взгляде в объектив работает определенная магия: на фотографиях появляется так называемый «эффект Моны Лизы», когда человек на снимке следит глазами за тем, кто его рассматривает.
Другая хитрость, которую применяют для удачной фотографии, это отведение взгляда в сторону, ну или в пол, а по команде фотографа – взгляд на камеру. Я, например, очень люблю вообще отвернуться от фотографа, а на «раз-два-три» повернуть голову и посмотреть в объектив. Распахнутый взгляд гарантирован! Так, можно придумать себе эмоцию, «войти в нее», а затем развернуться для снимка.
И в заключение, если вы поздно заметили, что вас фотографируют, не паникуйте, пытаясь принять красивую позу. Оставайтесь спокойными, даже игнорируйте камеру! Пусть ваш снимок получится не идеальным, но вы на нем будете естественными!
Пример фото
Акцент – улыбка
Красивую и естественную улыбку также можно натренировать. Разработано множество упражнений, развивающих лицевые мышцы. Вот наиболее простые и эффективные из них:
1. Как можно шире улыбнитесь, при этом прижмите указательными пальцами уголки губ. В таком положении нужно задержаться на несколько секунд.
2. Плотно сожмите губы, придерживая пальцами образовавшиеся в уголках складки. Через пять секунд можно расслабиться. Упражнение нужно повторить не менее пяти раз.
3. Вытяните губы в трубочку, плотно сомкнув их, а затем с внутренней стороны несколько раз проведите по ним языком (по часовой и против часовой стрелки.
Не лишней будет тренировка улыбки перед зеркалом. Можно соединить эти «поиски истины» с подбором нужного выражения лица. Помогают мысли о чем-то хорошем. Я, например, в таких случаях частенько вспоминаю мое путешествие на Гоа. Шезлонг, свежевыжатый ананасовый сок в высоком стакане с веселым зонтиком, стоящем около меня – разлегшейся у Аравийского моря. Благодать! А какими зажигательными были местные вечеринки! После таких воспоминаний убрать с лица улыбку очень сложно, даже если и нужно. Но главное, что она естественная.
Так вот, определив «свою» улыбку, неважно какую – мягкую или задумчивую, веселую и задорную или кокетливую, запомните ее, как и те ощущения, что у вас возникали при сладких воспоминаниях. Чем чаще вы будете повторять ее, тем натуральней smile будет в жизни. Кстати, а вы обращали внимание, что ваша улыбка меняется в зависимости от того, в компании вы или нет?
И еще один важный момент: для искренней улыбки важно улыбаться глазами, не только губами. Именно поэтому я и советовала думать о хорошем, ведь все, в том числе и лучезарный smile, начинается с головы, с мыслей.
Кстати, никто не воспрещает вам смеяться в кадре. Только учтите, что при этом нужно вытягивать голову в сторону камеры вперед и немного вниз. Причина в том, что во время смеха люди всегда отводят голову немного назад, а в результате получают «шикарный» второй подбородок.
Акцент – макияж
Вернее, он на снимке вообще не должен быть акцентом, если, конечно, так не задумано. В макияже для съемки в будничной обстановке действует простое правило: меньше – лучше. Другими словами, make up должен быть минимален: немного пудры или тонального крема (матовых, без перламутра и блеска) , тушь и помада – все. Не стоит перегружать кожу косметикой, пусть она выглядит свежей, а не как многослойный пирог.
Культовая модель Твигги не доверяла никому свой make up. Именно она и придумала подкрашивать нижние ресницы
А вот при студийной постановочной фотосъемке можно позволить себе больше. Хорошо бы довериться профессиональному визажисту, не каждый ведь день у вас такое мероприятие!
Вместо заключения
Так что же заставляет застывать в восхищении, созерцая на снимке, казалось бы, совершенно обычную особу, коих на улицах тысячи? И почему при этом, рассматривая фотографию девушки, можно сказать, неземной красоты, не видишь в ней ничего особенного? Вот так шутит с нами Мисс Фотогеничность! Эта дама, оказывается, приходит в подмогу к опытным моделям – тем, что умеют «подать себя», знают, в каких ракурсах они хороши, а в каких, наоборот, не очень. Она дружит исключительно с теми, кто имеет представление о том, как с помощью одежды подчеркнуть на фото свои достоинства и скрыть недостатки, с теми, кто знает о «правильном» макияже для фотографии, о выражении лица, отражающем суть мыслей, раскрывающем личность. Она – спутница людей с естественной улыбкой.
Кстати, именно такие снимки называют живыми. Они – не просто картинки, не просто плоское воспроизведение частички реальности. Они – снимки с душой: запоминающиеся и хранящиеся для следующих поколений.