Как делают пластический грим.
Основных разновидностей грима в кино две: обычный базовый макияж (его используют для всех, потому что камера показывает всех людей бледнее, чем они есть в жизни) и пластический грим. Пластический грим используют в основном в фантастических фильмах: для него на лицо человека приклеивают разные дополнительные элементы, силиконовые и резиновые накладки и так далее. Вот как его обычно делают:
1 с лица (или части тела) актёра делают слепок, чтобы на его основе сделать грим. Обычно слепок делают из силикона.
2 с помощью слепка делают скульптуру лица, модель из более твёрдого материала - например, глины.
3 на скульптуре делают грим - маску из накладных частей: латекса, желатина и иногда из силикона. Поскольку у гримёра есть точная копия лица актёра, на лицо этот грим тоже ляжет хорошо.
4 грим сушится, и теперь его можно нанести на лицо актёра.
5 в зависимости от сложности грима, нанесение может занять несколько часов. Пластический грим бывает разный: иногда это целая маска, иногда отдельные накладки.
6 главное в работе гримёра с пластическим гримом - это края грима. Они должны быть максимально тонкими и незаметно сливаться с лицом актёра.
Художник по гриму Ник Уильямс о своей работе (интервью взято в рамках промо "Мыслителей":
"Я работаю над эффектами и гримом в кино с 80-х годов, у меня есть своя компания Animated Extras. До этого я работал над фильмами с джэреми вудхэдом, он был художником по гриму в новых "Мстителях" и позвал меня поработать с ним, - а закончилось всё тем, что мы вместе сделали грим вижна.
В титрах фильма я обозначен как "Режиссёр по Гриму", но на самом деле у большинства персонажей уже были люди, прикреплённые к ним, ведь их грим оставался с предыдущих фильмов. Железный человек, халк, все остальные - у них были целые команды. Так что я работал только над новым персонажем, андроидом вижном. Обычно пластический грим (то, что называют Prosthetic Makeup и ещё переводят как "Скульптурно - Объёмный Грим". -. Прим. ред. Делают так: сначала мы придумываем дизайн и рисуем набросок, потом делаем слепок лица актёра и с помощью слепка - скульптуру, модель лица. Одним наброском не обойтись: даже если вы сделали отличный 2D-рисунок, вам нужна скульптура для работы в объёме. На человеческом лице всегда присутствует асимметрия, разные мелкие детали, которые нельзя учесть, - поэтому грим наносится на скульптуру.
Над образом вижна работала большая команда. У Marvel Studios уже были черновики и концепция грима. Сначала мы работали с моделью лица пола беттани, но грим выходил слишком ярким и неестественным. Нам хотелось сделать что-то менее вызывающее, показать, что вижн - между машиной и человеком. Поэтому мы к компьютеру обратились.
Основы пластического грима не поменялись за то время, что я работал с кино. Всегда делаются наброски, слепки, накладки на лицо. Разве что меняются материалы. Но есть разные новые техники. С полом беттани работа была уникальной: мы отсканировали его лицо и работали с 3D-изображением на компьютере. Насколько я знаю, раньше так никто не делал. Мы создавали грим на компьютере и накладывали его прямо на модель. В итоге мы использовали накладки на лоб, затылок и шею, а лицо оставили свободным - и покрасили его. Детали накладок мы делали из полупрозрачного силикона.
Мы нанесли на лицо пола точки трекеров, чтобы художники по спецэффектам могли смоделировать его лицо. Конечно, на его лице были компьютерные эффекты. Дело в том, что черты лица пола такие тонкие, что у нас появилось ощущение, будто мы теряем пола, когда наносим слишком много грима. Так что многое нанесли позже на компьютере: например, цвет его глаз или линии на лице. В конечном счёте хороший грим получается как раз тогда, когда разные техники соединяются.
Ещё до того, как начались съёмки, команде дизайнеров пришлось сделать весь грим и наброски CGI - эффектов. Съёмочная группа должна была посмотреть, как всё будет выглядеть в итоге, все должны были согласиться и утвердить это.
Было очень трудно подобрать красный цвет для лица вижна. Это вообще самый проблемный цвет для кино. У него очень много вариаций и оттенков, а главное, эти оттенки выглядят по-разному в зависимости от освещения. Мы провели множество тестов, снимали на улице при солнечном свете, чтобы понять, как всё будет выглядеть. В итоге мы остановились на цвете, который даже сложно обозначить. Что-то среднее между фиолетовым, розовым и красным.
Моя компания Animated Extras до сих пор аниматрониками занимается. Только в том случае, если делать все эффекты в фильме только на компьютере, может потеряться драма, нерв, всё становится слишком стерильным. У нас, например, есть костюм медведя, который часто используют. Важно, что аниматроник находится прямо на съёмочной площадке: актёры могут прикасаться к нему, взаимодействовать с ним. Не приходится замазывать, например, листья, траву, деревья вокруг, когда объект физически находится в кадре - с компьютером такого не сделаешь. Это намного проще, чем делать всё в CGI.
Эти две техники - аниматроники и пластический грим - тесно связаны. Одни и те же материалы и инструменты используются. Даже есть аниматронические куклы, которые смешаны с гримом: например, у тебя есть механический рот, он надевается на актёра, и видны его настоящие глаза - получается такой персонаж мультфильма.
Мне было очень интересно работать над "Мстителями". Я привык к большему количеству практических эффектов, а в "Мстителях" всё сделали на компьютере. Мы прошли долгий путь с тех времён, как актёры летали на проволоке по съёмочной площадке. Тогда подготовка к съёмкам занимала много времени, ведь всё нужно было делать физически, все каскадёрские конструкции, сложный грим и костюмы и так далее. Сейчас с актёрами снимают в основном только крупные планы, а все экшен - сцены, когда герои летают в воздухе или ещё что-нибудь такое делают, сделаны с помощью дублёров и компьютера".