Основные признаки уверенности при публичных выступлениях.
Часть Третья
1. Зрительные
— Осанка правильная; Выпрямите спину. Расправьте плечи. Улыбнитесь
— Взгляд прямой (в глаза) , фиксированный (задерживать в одной точке не менее 2 секунд, иначе он выглядит со стороны как бегающий) ;
— Жесты свободные, синхронно со словами;
— Отсутствие лишних мышечных зажимов.
2. Слуховые
— Голос достаточно громкий (на последний ряд слушателей) , ровный. Если голос задрожал — прибавьте немного громкости, и дрожь, как правило, пропадает;
— Тон голоса уверенный (от спокойного до любой эмоциональной окраски) ;
— Без частых запинок, заикания, ненужных пауз. Если они появились — сбавьте темп, дайте себе время подумать, и они пропадут.
Эта маска уверенности легко запоминается. Если вы всегда будете помнить о ней и пользоваться ею при публичных выступлениях, беседах и любом другом виде общения, то вскоре обнаружите, что стали вместе с ней одним целым.
2) Безупречный внешний вид (удобно, красиво, но не вызывающе)
Позаботьтесь о своем внешнем виде. Продумайте все до мелочей – во что вы будете одеты, что будете держать в руках, какой у вас будет макияж, прическа. Вы должны быть уверены, что выглядите если не безупречно, то хотя бы очень хорошо (а никак не зацикливаться на том, что спадают брюки или жмут туфли-ботинки. На сцене вы должны обо всем этом забыть и сосредоточиться на главном – на своем выступлении.
3) Не скупитесь на наглядные пособия.
Поразите воображение ваших слушателей красивыми слайдами, сделанными в PowerPoint и грамотными комментариями. Половину времени выступления они будут смотреть не на вас – они будут читать примечания и любоваться слайдами. Это поможет вам, поскольку легче выступать перед людьми, которые на вас не смотрят. А если кто-то и смотрит на вас, то переведите свой взгляд на ту часть аудитории, которая увлечена слайдами.
Упражнение 6: Моё самое любимое время
Пятый вектор: Психология
«Самой сильной моей стороной, — говорил Наполеон, — является моя способность в большей степени, чем кто-либо другой, управлять своим настроением».
Минимум это аутотренинг «мне не страшно»
1) Подумайте о содержании.
Прекратите беспокоиться о себе и подумайте о докладе.
Помните о своей цели. Чего вы хотите добиться своим выступлением? Продать проект? Защитить диплом? Убедить дикарей не есть вашу печень? Держите в сознании только свою цель и добивайтесь ее. Не оставляйте места непродуктивным эмоциям – и страху прежде всего!
Страх – это внимание направленное внутрь себя. То, что можно, назвать «внутренним диалогом с самим собой». Как правило, как только мы направляем свое внимание наружу, сосредотачиваясь на внешней задаче, мы прекращаем вести внутренний диалог. Если вы слишком погружены в собственные переживания, то подумайте о деле, о содержании речи, представляемая вами позиция важнее вашей особы!
Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К. Станиславский говорил об узком и широком круге внимании актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел в виду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким — мысли о том, как он выглядит перед зрителями и что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения К. Станиславский советовал начинающим находиться в узком круге внимания, и тогда актер имеет все шансы хорошо стравиться с ролью. Современные исследования подтверждают рекомендацию К. Станиславского о необходимости думать в первую очередь об исполняемом, а не о реакции публики.
Для начала, необходимо понять суть страха, причину. В 90% случаев – это зависимость от оценок окружающих. Вместо того, чтобы заниматься делом, т. е. достигать цели своего выступления, развивать мысль, следить за реакциями аудитории, удерживать со слушателями зрительный контакт, импровизировать и т. д., многие неопытные ораторы сосредоточены, в основном, на том как они выглядят, на том, что о них будут думать и говорить после выступления. Зависимость от оценок окружающих убивает всякую свободу, всякое творчество. Поэтому первое, что надо сделать – это освободиться от неё. Занять новую жизненную позицию. Сказать себе: «Я сам свой высший суд», «Я вне оценок». В деле оценивать не себя, а результат действия. Научиться не нравится, т. е. в любой ситуации оставаться самим собой, учитывая, при этом, что и у других есть это же право. Научиться осознавать, то, что происходит на самом деле, т. е. не приписывать окружающим и самому себе несуществующих качеств. Не создавать в воображении того, что ещё не случилось. Не думать за других. Признать своё право на ошибку. Позволить себе бояться, т. е. признать свой страх, научиться говорить о нём открыто. Последнее — самое трудное, особенно для мужчин, но именно с этого начинается путь к свободе и уверенности.
Оценочная независимость – это фундамент уверенности.
2) Представляйте результат, который хотите получить.
Те, кто боятся выступать, заранее проигрывают в мыслях свой провал. Они видят себя заикающимися, побледневшими или покрасневшими, возможно, рыдающими, ужасающими аудиторию своей глупостью. Все смеются, свистят и несчастной жертве ничего не остается, как уйти, уехать, вообще исчезнуть… Остановитесь. Скажите себе громко: «Стоп! » Пойте, танцуйте, читайте стихи, прогуляйтесь вокруг дома — делайте что-нибудь, отвлеките себя от разрушительных мыслей. Вы можете представить себе ситуацию в смешном виде, мысленно надев на свою аудиторию клоунские костюмы или прокрутив ситуацию в быстром темпе.
Представьте себе свое выступление в самом выгодном для вас виде. Если вы думаете об успехе, больше вероятности, что он к вам придет. Мысленно отрепетируйте, как вы уверенно произносите речь, вы дышите свободно и легко, ваши слова льются непрерывным потоком. Таким образом, вы программируете свой ум и свое тело на тот результат, который вам нужен.
Представьте, как Вы УЖЕ Уходите с выступления, и уходите очень довольным собою, довольным тем, как Вы выступили. И увидьте и услышьте восхищённые и одобрительные возгласы и лица тех, перед кем Вы только что выступали. В общем — Задайте Конечные Параметры Ситуации Вашему бессознательному.
3) Любите ваших слушателей.
Я предполагаю, что моя аудитория дружелюбна и все пришли сюда потому, что им интересно, что я скажу. Я люблю моих слушателей и полагаю, что они любят меня. Здесь, как нигде, работает принцип: «Что посеешь, то и пожнешь». Публика почувствует ваш энтузиазм и оценит вашу искренность.
Установится атмосфера уважения и дружелюбия – страху просто не останется места. Сконцентрируйте сознание на том, что вы принесете аудитории пользу – и думайте, как этой пользы принести больше. Научить? Повеселить? Просветить? Или хоть закончить быстро, чтобы отпустить слушателей с заседания по домам.
Полярное мнение: Нужно не бояться аудитории, перестать её уважать, в некотором роде. Представьте, что вы выступаете на детском утреннике в качестве Деда Мороза.
4) Фокусируйте взгляд на дружелюбных лицах.
Во время выступления устанавливайте контакт с вашими слушателями. Найдите дружеское лицо и смотрите на него. Улыбка и одобрение наполнят вас сверхуверенностью.
Таким союзником может быть ваш друг или коллега, специально приведенный на презентацию, руководитель на защите диплома или просто любой слушатель, с которым вы перекинулись парой слов перед выступлением.
Но в любом случае — не теряйте из виду тех, кто вас поддерживает. Когда из двадцати человек целых семнадцать с интересом ждут вашего выступления, а вы видите только тех троих, что ведут себя неадекватно.
Что делать, если все в зале недовольны?
«Эти люди ведут себя так, потому что у них роль такая… На самом деле — они хорошие, белые и пушистые… И после перерыва, когда они наиграются в эту игру, вести себя они будут уже адекватно… Ладно, поиграем…» Понимание, что это игра и что она скоро завершится — дает силы нормально провести начало презентации + понять суть недовольства и отреагировать на него.
5) Взгляд со стороны
А) Буквально: с балкона, сверху;
Б) С другой точки зрения.
Поиграйте с понятиями. Представьте, что это не требовательные слушатели, которые сейчас будут оценивать ваш доклад, а ваши сокурсники, которым тоже предстоит скоро выступить. Представьте, что они нервничают не меньше вас и у вас нет повода бояться их.
Представьте, что это ваши старые друзья, с которыми вы не виделись лет десять. При этом смотрите на слушателей с таким выражением лица, словно пытаетесь вспомнить, где вы могли их видеть раньше. Слушатели примут это как дружественное и немного личное выражение лица.
Не пытайтесь представлять их себе младенцами в подгузниках, на унитазах или, что в зале вообще нет никого, как советуют некоторые книги. Я убедилась на своём опыте: сложно представить себе, что зал пуст, в то время, когда вы фактически разговариваете с ним.
6) Польза
Подумайте о том, что волнение в «небольших дозах» даже полезно – оно тренирует сердце и сосуды! Думайте о пользе волнения – и оно обязательно уменьшится.
7) Техника «Лучшие воспоминания»
Эта психологическая техника очень вам пригодится прямо перед выходом на сцену, когда страх публичных выступлений может вас захлестнуть. Вместо того, чтобы, волнуясь, ждать своей очереди, вспомните те моменты, когда ваша уверенность в себе была максимальной.
Что это было – победа в каком-либо соревновании, помощь кому-то или завершение какого-то трудного дела? Вспомните событие во всех деталях и постарайтесь еще раз ярко пережить свою уверенность.
У каждого, даже самого робкого человека, всегда есть «поле уверенности» – то пространство, то время, те обстоятельства и условия, то дело, тот человек – с кем, где и когда всё получается, всё легко и ничего не страшно. Необходимо, почаще вспоминать такие ситуации, себя в них, заново проживать, запоминать ощущения, накапливая, тем самым, потенциал уверенности.
«Корона уверенности»
Мысленно соберите всю свою уверенность и «слепите» из нее прекрасную сверкающую корону. Это и будет ваша корона уверенности. Наденьте ее. Вы можете сделать это мысленно, а можете и впрямь совершить некое движение руками. Как только в процессе выступления в почувствуете себя неуверенно, «наденьте» корону на голову.
Упражнение 7: Что бы я сделал, если бы у меня была волшебная палочка? (10 ярких желаний)
Шестой вектор: Опыт, практика общения и публичных выступлений
Это простой и очень надежный рецепт. Такая практика ведет к появлению привычки быть спокойным, находясь в центре внимания.
Выступать, выступать и еще раз выступать… при всякой удобной возможности. Если вам есть, что сказать — встаньте и говорите. Чтобы для вашего тела встать и заговорить на людях было так же привычно, как утром умыться и почистить зубы. Помните, что каждое ваше выступление даром не проходит. Закон диалектики: Количество переходит в качество, затем начинает приносить удовольствие. Когда человек получает удовольствие, он все делает правильно.
Для многих людей практики достаточно, чтобы избавиться от изматывающей их неуверенности.
Как показывает практика, достаточно успешно выступить 10-20 раз, чтобы страх неизвестности сошел на нет. Слово «успешно» здесь не случайно, набираться опыта в публичных выступлениях лучше там, где вам гарантирована доброжелательная атмосфера.
«меня никто не заставлял — я сам выступил, что говорит о моей достаточной решительности»; «получилось лучше, чем в прошлый раз — уже видел аудиторию, не то, что раньше.
Пример: тренируются не бояться аудитории начинающие музыканты. Выходят на улицы и играют. Привыкают к большому количеству людей, которые либо стоят и смотрят, либо постоянно меняются.
Репетиция: с зеркалом, диктофоном, видеокамерой.
Плюс хорошо известен метод древнегреческого философа, которые тренировал своё выступление перед морем во время шторма.
Одна лишь теория без практики, равно, как и одна лишь практика без выводов из нее, не могут создать единого поступательного движения к нашим достижениям точно так же, как скрипка и смычок поодиночке не могут родить прекрасную мелодию.
Если у вас есть возможность выступать публично на работе, в университете, или где-то еще, то вам повезло, потому что у многих людей такой возможности нет, и они вынуждены искать ее в другом месте.
Упражнение 8 Для чего нужно это упражнение?
Показать другим и напомнить себе, какие есть возможности для регулярной практики публичных выступлений. Ведь ОК редко, а научиться хочется быстрее.
Каждый выходит и рассказывает о своей практике публичных выступлений
— опыт каких публичных выступлений есть, где он выступал раньше?
— где и при каких обстоятельствах он сейчас выступает?
— где он планирует выступать в будущем? Где он видит для себя возможность попрактиковаться в публичном выступлении?
Общие Примеры:
-доклад на профессиональной конференции с сотней слушателей
— перед коллегами и партнерами на работе
-перед одноклассниками и сокурсниками с докладом
-во время собеседований и центров оценки при приеме на работу
-в суде во время судебного разбирательства
-ОК
-регулярно произношу тосты на свадьбах, вечеринках, корпоративах
-защита кандидатской диссертации, преподавательская деятельность
— игра на музыкальных инструментах, пение
-квн, концерты
— dj на радио
и др.
Думаю, каждый сделал для себя нужные выводы.
Выступая регулярно, Вы поймете, как здорово видеть десятки заинтересованных пар глаз, направленных в Вашу сторону
Седьмой вектор (шутливый: Мистика
1) Цвет Совет из области психологии цвета: если для выступления вам нужна экстравертированная (ориентированная на взаимодействие с людьми) уверенность в себе и энергия, можно использовать аксессуары, одежду или нижнее белье красного цвета.
2) Кольцо Мизинец — палец Меркурия. Кольцо на мизинце усиливает красноречие, гибкость ума.
Заключение Чтобы избавиться от страха публичных выступлений и от повышенной тревожности, можно составить себе небольшой личный список, чтобы ничего не забыть перед выходом на сцену (Check-list по аналогии с авиаперелетами. Он может быть подробным, а может выглядеть, например, так, как мой девиз «Мое волнение — нетерпение от желания скорее приступить к общению с аудиторией».
Экспериментируйте с удовольствием. Это самый алмазный секрет. Весело проводите время со слушателями. Пробуйте новые способы представления информации, пусть это будет эксперимент с новым забавным подходом к вопросу или прогулка по залу вместо статичного изложения со сцены. Забавляйтесь, экспериментируя с человеческим поведением и вы поймёте, что публичные выступления – прекрасное занятие.