Последняя принцесса сентиментальной эпохи.
Ангел с глазами дикой серны.
Хрупкая, невесомая и совершенно беззащитная фея с наивным и чистым взглядом широко распахнутых глаз. Сколько бы десятилетий не отдаляло нас от эпохи Одри Хепберн, она всегда была и остается недостижимым идеалом. Четвертого мая, 85 лет назад родилась одна из самых красивых женщин прошлого века.
Девочка, которой предстояло стать легендой мирового кинематографа и войти в историю как одна из красивейших женщин мира, родилась в 1929 году в маленькой уютной Бельгии, в семье финансового советника Британского банка и аристократки, баронессы по происхождению, у которой уже было два сына от предыдущего брака.
Маленькая Одри (кстати, тогда ее имя писалось и произносилось несколько иначе, ближе к русскому Андрей) много времени проводила с братьями и подражала им во всем – была настоящим сорванцом и почти никогда не играла в куклы. Пожалуй, ни один провидец в мире не узнал бы будущую утонченную Одри в маленькой и озорной толстушке, которая разыгрывала целые спектакли, подражая героям из своих любимых приключенческих книг.
Но в пять лет беззаботное детство в родном доме закончилось. Ее отправили учиться в Великобританию. Девочка, имевшая явный талант к изучению языков (Одри Хепберн свободно говорила на английском, французском и голландском) , стала мишенью для насмешек, поскольку ее английское произношение не было совершенным с точки зрения англичанок, учившихся вместе с ней в школе-интернате в графстве Кент. Доставалось Одри и за полноту, и за застенчивость (вполне понятную, если учесть, что 5-летней крохе пришлось покинуть родных людей и отчий дом и отправиться на чужбину. Но это было только началом испытаний, самые тяжелые из которых были у нее впереди.
Когда Одри исполнилось шесть лет, ее родители развелись, отец ушел из семьи. Для «папиной дочки», которой она всегда была, разлука с самым дорогим и близким человеком стала настоящим ударом. А еще через несколько лет началась вторая мировая война. Одри с матерью переехали в Нидерланды, но вместо долгожданной передышки их ждали новые испытания – фашистская оккупация и голод. Несколько запеченных луковиц тюльпанов или клубней топинамбура в день – такой была в ту пору вынужденная «диета» Одри. Единственное, что она могла с жадностью глотать тогда, чтобы не думать о голоде, это книги. И девочка читала дни напролет.
Она выжила. И после освобождения, когда в город пришел первый груз гуманитарной помощи, съела целую банку сгущенного молока. Истощенный организм не выдержал такого удара. Одри серьезно заболела, и от последствий пережитого не смогла оправиться уже до конца жизни – она страдала анемией, астмой и анорексией.
Впрочем, молодость и жажда жизни прекрасно компенсировали Одри проблемы со здоровьем, «унаследованные» от войны. Бывшая толстушка превратилась в изящную и утонченную юную леди, которая мечтала о карьере балерины. Ее несомненный талант к хореографии разглядел еще преподаватель в школе, да и сама Одри в детстве порой рисовала вместо кукол и зверюшек тонкие запястья и ступни балерин, мечтая быть одной из них.
Однако балетные профи решили, что ее данные – рост 1. 70 и слабое здоровье – не годятся для балета. Возможно, для кого-то подобное крушение надежд и стало бы трагедией, но только не для девушки, на слабые плечи которой уже выпало столько испытаний. Она пробует себя в качестве модели и берет уроки актерского мастерства, даже не подозревая, что делает первые шаги к всемирной славе.
Первой работой Одри Хепберн в кино стала роль в фильме «Секретные люди». Дебют получился не слишком заметным для публики, но стал серьезным заявлением на будущие успехи. Практически сразу после первой роли ей предложили сняться в фильме «Дитя Монте-Карло» («Малышка из Монте-Карло») , работа над которым шла в Монако. Здесь ее заметила французская писательница Колетт и пригласила на роль Жижи из популярной одноименной пьесы. За эту работу на Бродвее Одри Хепберн получила первую в карьере награду – Theatre World Award. И благодаря ей же получила новое судьбоносное предложение – главную роль в «Римских каникулах».
Утром после премьеры «Римских каникул» Одри Хепберн не просто проснулась знаменитой. Она уже стала культовой фигурой мирового кино, хотя тогда мало кто – и меньше всего она сама – догадывался об этом. Принцесса из доброй сказки с озорной челкой и открытым, лучистым, полным надежд взглядом, покорила мир, который едва оттаял после ужасов войны и жаждал счастья, добра и светлой романтики. Принцесса Одри была ожившим воплощением этих ожиданий.
Казалось, сказка должна продолжаться и в жизни – Одри встречает своего принца – молодого, богатого и красивого промышленника Джеймса Хэнсона. Влюбленные и счастливые, они готовятся к свадьбе, но неожиданно расстаются.
С этого момента личная жизнь и карьера Одри Хепберн вращаются на прямо противоположных орбитах. Чем успешнее складывается ее творческая карьера, тем больше разочарований и потерь ждет ее в любви. Недолгий брак с партнером по фильму «Сабрина» (исполнителем роли Дэвида) Уильямом Холденом из-за его невозможности иметь детей, замужество с Мелом Феррером, длительное лечение и, наконец, рождение долгожданного первенца Шона, скандалы с мужем, ревновавшим ее к успеху, и очередной развод, третий брак – с итальянским психоаналитиком Андреа Дотти. Переезд в Италию, рождение второго сына Луки, предательство мужа и вновь развод и разочарование.
«Когда я влюблялась и выходила замуж, я жила в постоянном страхе, что меня покинут. Со временем я поняла, что не бывает любви без страха потери», – признавалась Одри.
Первый и единственный по-настоящему счастливый союз ждал Одри Хепберн лишь к 50 годам. С актером и продюсером Робертом Уолдерсом она прожила до конца своих дней. И это было настоящим и полноценным женским счастьем. Они жили в Швейцарии, которую Одри очень любила, она продолжала сниматься в кино, заботилась о семье и детях, в свободное время разводила ландыши.
Отношения Хепберн с партнерами по работе и творчеству были гораздо более продолжительными и успешными. Самым долгим, крепким и творчески плодотворным из них стал союз с легендарным Юбером Живанши. Именно он сделал костюмы для ее «Сабины», и с тех пор неповторимый и восхитительный в своем совершенстве стиль Одри Хепберн был предопределен раз и навсегда.
«Он создавал платья, поднимающие настроение. Он чувствовал меня так тонко, как может чувствовать мать своего ребенка. Его внимание и забота не раз возвращали меня к жизни», – говорила актриса о кутюрье.
Друзья ее детства признавали, что тонким вкусом Одри обладала с юности. В трудные военные годы она, помогая матери, мастерила шляпки, чтобы как-то выжить и свести концы с концами, и все, кто знал ее в то время, отмечали, что Одри могла сделать совершенно очаровательную, изысканную и стильную вещь буквально из ничего.
Ни усталость, ни жизненные невзгоды, ни плохое самочувствие не пробивали ни единой бреши в безупречном облике этой прекрасной леди. Никто даже не замечал, что она никогда не носит обувь на каблуке, предпочитая классические балетки, чтобы не подчеркивать свой рост, и подбирает одежду и украшения так, чтобы зрительно уменьшить длинную шею и широковатые плечи.
Но главным секретом женской красоты Одри Хепберн считала вовсе не элегантную одежду и изысканный макияж.
«Красота женщины – не в одежде, фигуре или прическе. Она – в блеске глаз. Ведь глаза – это ворота в сердце, где живет любовь», – утверждала она.
Чтобы губы стали желанными и соблазнительными, как можно чаще говорите добрые слова.
Чтобы глаза стали красивыми, излучайте добро.
Чтобы стан был стройным, делитесь едой с голодным.
Чтобы волосы выглядели великолепно, позволяйте ребенку проводить по ним пальчиками хотя бы раз в день.
Чтобы уверенно ходить, осознавайте, что вы не одна.
Вот лишь некоторые из заповедей красивой женщины от Одри Хепберн. А еще она всегда была уверена: две руки человеку даны, чтобы помогать себе и другим.
До тех пор, пока позволяло здоровье, актриса – как специальный посол Детского фонда ООН – ездила в детские больницы, лагеря беженцев, приюты, посетив таким образом более 120 стран.
Последней ролью Одри Хепберн была роль ангела в фильме Стивена Спилберга «Всегда». Пожалуй, это даже можно считать подарком судьбы, ведь актрисе удалось сыграть ту, кем она была по своей сути.
Хепберн умерла, когда ей не исполнилось еще и 64-х. Незадолго до смерти, когда кто-то из журналистов попросил ее одним словом охарактеризовать себя и свою судьбу, она ненадолго задумалась и произнесла: «Счастливая! ».