Вспомогательные дисциплины для хореографов и танцоров.
Многие люди, развивая себя в хореографии, задумываются о том, какие побочные дисциплины могли бы увеличить их творческий диапазон. Кстати говоря, увлечения некоторыми из них, может, наоборот, этот диапазон снизить.
Из самых бесспорных положительных примеров влияния побочных дисциплин, можно отметить другие виды искусства.
На первом месте, несомненно, находится музыка.
Обращу внимание, что даже в средних и высших учебных заведениях, где готовят хореографов, преподается музыкальная грамота. И неспроста. Развитость слуха помогает и танцору и хореографу качественнее танцевать. Более органичные танцевальные произведения создавать. Сколько раз преподаватели танца наблюдают, как некоторые ученики имеют затруднения с чувством ритма! Другие же не чувствуют музыку в целом и их исполнение является немузыкальным. Я убеждена, что любой исполнитель в танцевальной области, должен хотя бы немного стараться развить свой слух. Этому в наилучшей степени способствует игра на музыкальном инструменте либо занятия в хоре.
Многие могут подумать, зачем развивать музыкальный слух, если, допустим, у вас нет к этому данных? К примеру, у вас низкий уровень музыкального слуха от рождения, но это не значит, что занятия по его улучшению не будут вам на пользу. Да, пускай вы увеличите его лишь немного, но это скажется на хореографии намного больше, чем вы можете себе представить. Ведь вам и не нужно будет достигать успехов в чисто музыкальной области. В случае если вы совершенствуете свое исполнительское мастерство, то, во-первых занятия музыкой улучшат ваше чувство ритма. Вы будете точно попадать в музыку, что будет благотворно сказываться на восприятии вашего исполнения зрителем. Во-вторых будете точно в унисон танцевать со своими соратниками по танцевальной группе. В третьих будете тонко ощущать развитие музыкальной темы, кульминацию мелодии, ваши движения станут более связными и более эмоционально насыщенными. Они будут сливаться с музыкой, с её настроением и с чувствами, которые она несет
И ещё касательно исполнительства на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах приучает правую и левую руку действовать быстро, одновременно и по-разному. Так что в отношении танца это еще хорошее совершенство координации в целом.
На втором месте в отношении необходимости, а также полезности следует поставить драматическое искусство.
Знаю, что многие хореографы являются сторонником развития танца сугубо как "Чистого" искусства. Т. е. они противятся вливанию в танцевальные номера сюжетов, мизансцен, человеческих взаимоотношений и прочего. Но даже в таком "Чистом" танце есть образность, которая исходит из музыки, из костюма, из идеи. И как бы некоторые хореографы упорно не выдавливали всё это из танца, облачая своих исполнителей в непонятные серые одежды, в которых глазу не за что зацепиться и ставя в качестве фонограммы абстрактную какофонию, всё равно остается некий посыл, "Месседж", который исходит от музыкального сопровождения и от спектакля в целом. И даже чтобы воплотить этот минимальный посыл в танцевальную постановку, исполнители должны быть артистичными, они должны почувствовать этот настрой и этот образ. Большая часть танцующих, к счастью, не брезгует ни интересным костюмом, ни ярким образом и сюжетом, что лично я только приветствую.
Таким образом, артистизм танцору в любом случае необходим. Многие люди страдают от того, что хотят танцевать, могут танцевать, но выходя на сцену "Куксятся", стесняются, зажимаются и т. д. способности выразить эмоции посредством танца могут помогать: актерские тренинги, занятия в любительских актерских труппах, коллективах, выступления в студенческих КВН - ах. Формирование сюжета, особенно участие в сценарии, работа по воплощению образа и сюжета. Любые мизансцены, даже в которых нет танца, позволяют вам развить это столь необходимое чувство образа, ощущение контакта со зрителем. Моменты, когда вы доносите какой-то смысл до зрителя и стараетесь сделать это в большей степени мимикой, бесценны. В том случае, если у вас будет практика подобного взаимодействия со зрителем, то она перенесется и на танцевальные постановки. Беда многих танцоров в том, что начиная танцевать, они забывают и о лице и о выразительности в целом и остается только танец, сухой и от этого часто очень даже скучный.
Итак, мы рассмотрели влияние других областей искусства на танец. И замечу, что многие виды искусства образуются при слиянии тех или иных видов. Например, танец с музыкой вместе образуют оперетту, балет. Танец вместе с актерским искусством такой киножанр как мюзикл образует. Поэтому чем больше вы сможете балансировать на стыке этих жанров, тем больше обогатится ваш творческий потенциал.
А вот со спортом все обстоит намного сложнее.
Любой вид спорта задает совершенно четкие, определенные цели для каждой части тела и формирования тех или иных свойств этой части тела и не всегда эти свойства благоприятствуют выбранному вами направлению танца. На самом наилучшем месте стоят те направления спорта, которые развивают гибкость и пластичность. Это художественная гимнастика, синхронное плавание. Так как любому танцовщику хотелось бы иметь возможность исполнить такие трюки как шпагаты, да и в целом хорошую гибкость. Второй компонент, который танцор может вынести из спорта, это возможность исполнения акробатических элементов. А это: акробатика, черлидинг (танцевальные номера в стилизации под черлидинг в отчетных концертах Divadance фигурировали нередко), и направления, имеющие акробатику в качестве своей составляющей, а также те или иные дисциплины, в которых большая роль отдается стретчингу и акробатическим элементам. И вот тут пожалуй, и всё.
Любой вид спорта с упором на какие-то другие навыки, развивает мышцы, которые танцору не нужны и в то же время не развивает навыки нужные танцору. Более того, в каждом виде спорта свои требования, в некоторых видах спорта не допускается чрезмерной растянутости мышц, т. к. это не приведет к нужному типу движений. А перекаченные с помощью многих видов спорта группы мышц могут быть "Забиты" и вы будете с большим трудом управляться с многими танцевальными движениями. Самый печальный результат дает тренажерный зал и увлеченность так называемым фитнесом и силовыми упражнениями, связанными с ним (даже не берусь перечислить все названия: бодибилдинг, боди - фитнес, шейпинг и т. д. плюс тренажерка. Часто люди, приходящие с силовых упражнений фитнеса, не могут расслабиться. А первое, что нужно в танце, это убрать лишнее напряжение с тех мышц, в которых его не должно быть. Пожалуй, единственный стиль танцев, в котором нужно тотальное напряжение тела - это классический балет. И то: прежде чем принять это напряжение нужно выстроить тело определенным образом, т. е. сначала его расслабить. Тогда как во всех других танцах нужно убрать сначала напряжение и напрягать только то, что нужно и только так, как нужно. Тогда как люди прошедшие через шейпинг и т. п. часто не могут это сделать. Плюс "Забитость Мышц" влияет на исполнение, вызывая зажатость и скованность.
Пожалуй, единственное, где подобная силовая нагрузка влияет положительно, это сугубо спортивные направления танца, которые одной ногой стоят в танце, а другой ногой стоят в спорте. Пример: спортивный пилон. Множество трюков на спортивном пилоне делается с упором на силовые возможности, силовые трюки на удержание массы тела накаченными руками, при этом мало мелких движений, которые нужно делать в быстром темпе, как это происходит в танцах. Поэтому в пилон многие приходят после спортивного прошлого. И потому мы видим в Pole - Dance часто расслоение: видно кто пришел туда после танцев, кто пришел туда после гимнастики, а кто туда пришел после фитнеса. И нельзя сказать, что кто-то из них лучше или хуже, просто это разные типы исполнения в этом жанре.
Особенно хотелось бы предостеречь людей, которые думают, что любой спорт будет благоприятен для танцев. Чрезмерная перекаченность мышц повлияет не только на ваше управление телом в отрицательную сторону, она еще и повлияет на вашу фигуру. Ведь будем честны, фигура для танцовщика значит много и дело не , внимание, только в общей худобе или полноте, а в слаженности мышц, красоте фигуры в целом, в ее гармоничном развитии. Тогда как силовой прессинг для тела той или иной группы мышц, искорежит фигуру и сделает её не такой привлекательной для танца, как вам бы хотелось. И вместо положительного результата вы наоборот отрицательный получите. Потратив уйму эмоций, энергии, денег, сил и времени.
Ещё стоит отметить несколько мелких прикладных отраслей, .
Небольшая деятельность в которых вам может помочь. Во-первых для формирования костюма хорошо влияют ваши изобразительные навыки и какие-то базовые представления о моде, стиле и тому подобному. Любой танцовщик также должен знать, как накладывать макияж и основы сценического грима. Причем стоило бы изучить обе эти отрасли. С одной стороны, все то, что женщина знает о макияже плюс разные варианты образов, т. к. хороший макияж, сделанный в образе сделает в целом вас намного более неотразимой на сцене. И с другой стороны особенности сценического грима, потому, что исполнитель танцует в софитах, а не ходит с бокалом на вечеринке, где остальные люди находятся в полуметре от вас. Исполнение на сцене требует знание того как будет падать сценический свет и учёт расстояния от вас до зрителей. И именно наука о сценическом гриме, даст вам представление, как корректировать обычный традиционный макияж тех или иных образов для сценических условий. Плюс в сценическом гриме заложены многие интересные вещи, как удлинять те или иные части тела, заострять, как делать образный грим. Танцовщица может сегодня изображать жар-птицу, завтра ковбоя, послезавтра она будет демоном зла, а потом ангелом, а потом безумной кокеткой и т. д.
Многие прибавили еще сюда знания методов пошива, но занятие это трудоемкое и не всем дается. Главное, чтобы танцовщица знала: какой костюм ей выбрать. Зная технику движения данного стиля, учитывая данный конкретный танец, образ в музыке, она должна уметь выбрать нужную длину юбки, нужный цвет. И либо сама сшить, либо точно обрисовать швее, что ей нужно. Так в самостоятельном пошиве вы экономите деньги, но тратите время. В случае заказа все наоборот, но главное чтобы вы знали, что вы хотите, как этот костюм будет выглядеть на вас, когда вы будете танцевать. И вот это самое коварное дело, т. к. и потратив и то, и другое вы, можете запросто получить костюм, который вам не подойдет. Поэтому если у вас есть возможность примерить желаемое, всегда пользуйтесь этим, танцуйте перед зеркалом. Либо попросите кого-то другого станцевать в той вещи, которую вы выбрали как вариант.
И ещё танцовщица должна уметь себя хорошо подать, так сказать "Продать".
И танцовщица, и хореограф в тот или иной момент жизни часто вынуждены себя предлагать. Чтобы такое предложение сформировать, нужно иметь самое главное что? Конечно, видео. Да, фотографии тоже могут вас как-то подать и показать, но без видео никакого серьезного выступления, найма или иного продвижения у вас не будет. И вот тут перед нами встает ещё один навык - это сформировать видео, а в идеале смонтировать. Конечно это все требует определенных трудозатрат или финансовых затрат в случае найма клипмейкера. Но многие люди способны себе сделать красивую презентацию из видео сами на компьютере. Не так уж много времени вы можете потратить на изучение этого. Хорошее видео продвинет вас лучше, чем просто видео, хотя конечно главное хорошо станцевать перед камерой. Ведь профессионал увидит, как вы танцуете или как танцуют ваши ученики под вашим руководством. Но как мы знаем, конфета привлекательнее в фантике и этим фантиком является хорошее оформление видео. Плюс сам по себе танцевальный клип тоже является разновидностью искусств. Фактически это видео на танцевальную, музыкальную тему, которое вы создаете под неким творческим порывом. И если оно получается удачное, то это тоже произведение искусства.