Цивилизация легко смывается.
Вот идет по улице под ручку с женой - культурный представитель самой культурной цивилизации. На перформанс. Там он будет первые полчаса культурно сидеть, а потом постепенно увлечется атмосферой зрелища, держа в руках шило.
В вывихнутом мире нашем есть такой вывихнутый вид искусства, как перформанс. Зрители и исполнители в таких действах не разделены, как в привычном театре. Они условно едины и часто действуют сообща.
Какие-то элементы перформанса, например, есть в эстраде. Это когда певец зазывно машет руками и просит зал ему подпевать, или юморист зовет одного из зрителей на сцену, вовлекая в миниатюру.
У любого жанра есть мэтры и есть рядовые ремесленники. Свои мэтры и у жанра перформанса есть. Одна из таких мэтров - Мария Абрамович. В 1974 году эта в высшей степени экстравагантная и необычная дама устроила один из самых известных своих перформансов под названием "Ритм О".
Суть была в следующем. На столе в аудитории лежало 72 предмета самого разного бытового предназначения. От самых невинных вплоть до самых опасных.
Например: бритвенный помазок, гребень для волос, зеркальце, шарфик, шило, букет цветов, опасная бритва … вплоть до боевого заряженного пистолета. Госпожа Абрамович сидела в зале неподвижно, аки статуя, позволяя зрителям смотреть на себя, а также прикасаться к себе. В том числе предметами, лежащими на столе.
В чем смысл, скажете вы? Смысл в том, что неподвижный теплокровный объект, не оказывающий сопротивления, рано или поздно становится объектом насилия. Так почему-то получается.
Люди вначале ведут себя вполне прилично. Осторожно и настороженно. Просто смотрят. Потом они робко приближаются к живому объекту и прикасаются к нему. Мария Абрамович сидит, не мигая, изображая статую.
Люди вначале кончиками пальцев прикасаются. Потом берут веер и машут им на подопытную. Берут гребешок и причесывают ее. Посмеиваются. Так продолжается сколько-то времени. И вот наступает момент, когда участники перформанса вдруг начинают покалывать сидящего человека булавками.
Дальше - больше. Пытаются нанести порез, сильнее уколоть, пырнуть, потянуть за волосы. Беззащитность объекта, статус немой жертвы распаляет участников. Свою роль играет и чувство коллектива. Все же в толпе ты "Вроде" ни в чем лично не виновен: все кололи - и я колол.
Коллективный человек бессознателен в вопросах насилия почти. Наконец один из участников взял пистолет и навел его на испытуемую … на этом перформанс закончился. Мария встала и пошла по направлению к публике. Люди стали разбегаться то ли от эффекта ожившей статуи, то ли от реальности сопротивления.
Сама Абрамович позже говорила, что оставлять решение за поведением публики означает дать себя убить. По сути, цель перформанса - опытно показать человеку, что внутри у него спит, свернувшись до времени в клубочек, дикое животное. Пару часов назад кто-то шел по улице и разглядывал витрины - и вот он уже потенциальный убийца.
Каково? Исходя из пользы произведенного опыта, у меня даже пропадает желание насмехаться или критиковать подобные непривычные виды искусства. Ведь вывод стоит того, и игра стоит свеч.
Мы же читаем все время, что какой-то педагог оказался педофилом; какой-то полицейский - садистом; какой-то сенатор - нюхает кокаин на гей - вечеринке. Мы возмущаемся: как так? Культурные же люди? А дело все в том, что культура ничего не лечит, но лишь на время одевает папуасов в пиджаки и плащи по моде. Потом плащи с пиджаками … сбрасываются.
Вот он идет по улице под ручку с женой - культурный представитель самой культурной цивилизации. Он на перформанс идет. Там он будет первые полчаса культурно сидеть, как в театре, а потом постепенно увлечется атмосферой зрелища, и развяжет галстук, и вспотеет от увлечения, и подойдет к испытуемой, держа в руках шило … или вот он - революционный борец за счастье собственной страны. Его голова светлых идей полна. Уму непостижимо, как всего через два - три месяца он превратится в палача и насильника, а пыточный подвал с беззащитной жертвой полюбит более всех демократических благ на свете.
Цивилизация легко смывается. Стоит человеку в модной шляпе свернуть с центральной улицы в некий переулок и сделать десять шагов по лестнице вниз (или по лестнице вверх); стоит очутиться где-то там, где вместе со шляпой снимают стыд, и вот перед нами уже человек без всяких макияжей культуры и цивилизации. Нет такого греха, который бы не совершил "Цивилизованный" человек, свернув с центральной улицы в некий переулок.
Поэтому не стоит удивляться и делать круглые глаза, слыша о каннибализме, изнасилованиях, пытках и многом ином, совершаемом "Культурными Людьми", когда солнце сядет и карта ляжет.
Когда церковь говорит людям об их недугах, на церковь привычно шикают, давая волю все тем же врожденным недугам. Но вот вам свидетельство от внешних. Мария Абрамович близко ничего не имеет с клерикализмом и фундаментализмом, консерватизмом и морализмом. Она эпатажная хулиганка, если хотите знать. Она р.
Смотрите ещё статьи о вечернем макияже глаз http://makiyazhglaz.com/vidy-makiyazha-glaz/vecherniy-makiyazh-glaz