Памятники культуры и искусства разных стран и эпох донесли до нас представление об идеале внешности человека, который во все времена был неразрывно связан с красотой его одежды, отразившейся в стилях разных времён.
И сегодня мы поближе с ними познакомимся.
По ходу моего рассказа конспектируйте в тетрадь.
Большое влияние на развитие одежды оказали стиль и мода той или иной эпохи. Для каждого стиля были характерны свои направления и средства художественной выразительности в линиях, пропорциях, формах и колорите.
Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.
Мы рассмотрим следующие исторические стили: древнегреческий, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, модерн.
Идеалом размеренной формы греки считали человеческую фигуру; изучая её, греческие архитекторы постигали гармонию, а греческая архитектура и костюм являлись лишь эхом «человеческого тела» одежда не стесняла свободы движения, легко следовала его ритму.
Для древнегреческого костюма характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника.
Живописные группы складок лишь усиливали естественную красоту фигуры. Располагая соответствующим образом эти складки, человек мог варьировать ими каждый раз в зависимости от своего настроения и назначения костюма. Однако необходимы были большое мастерство, культура и вкус, чтобы владеть искусством одеваться и находить многообразие в «стандартной форме, состоящей из прямоугольных полотнищ ткани.
Стиль средневековой Европы XII-XIII вв. - заключается в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразный головной убор (высотой 70 см) , который напоминал башни готического собора, и остроносая обувь.
Архитекторы средневековья видели источник красоты в соотношениях сложных геометрических линий, объёмов и цветовых контрастов. В силу исторических событий (противоречий духовного и материального начал) в средневековом искусстве особое выражение нашли диспропорция и асимметрия. Обращение к идеальному образу женщины-матери (мадонны) было отражением данной ситуации. Костюм в профиль имитировал костюм беременной женщины. В костюме, с одной стороны, отразились стремления подчеркнуть женственность, материнство, а с другой, - закрыть тело, утопить всё в складках согласно предписаниям церкви. Средневековый костюм положил начало развитию «футлярной» системы, когда тело стали сильно стягивать различного рода средствами (шнуровкой, корсетом) , с целью отойти от его естественной формы.
Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, обнажаются шея и руки.
В ХVI в. Образцом для подражания начинает служить испанский костюм. Мягкость силуэта исчезает, формы одежды всевозможных средств. Так, короткие штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой; женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Удобством эта одежда не отличалась.
Строгий силуэт этой моды сделал функциональную роль костюма второстепенной: важен был декоративный эффект, сам костюм стал как бы лишь фоном для драгоценных украшений, свидетельствующих о богатстве хозяина.
Стиль барокко (Xvii-XviiI вв. ) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетается с пышной, куполообразной юбкой.
Стиль барокко концентрирует внимание на определённых участках, идеи искусства – возвеличивание, дисгармония, помпезность. Человек больше не демонстрирует духовную мощь, красоту пропорций фигуры; в центре внимания образ человека, могущественного в социальном и финансовом мире. Появляются нарочитая поза, театральный жест, пышные, декоративные атрибуты. Архитектура, скульптура и костюм приобретают театрально – бутафорские черты. Овал, трапеция – характерные геометрические мотивы этого периода – создают ощущение беспокойства, неустойчивости движения, исчезновение конкретной формы. Изменяется модная пластика фигуры, в связи, с чем появляется обувь на каблуке, которая способствует удержанию фигуры в новом пластическом положении, поскольку во дворцах ходили на цыпочках. Чтобы фигура выглядела «достойнее», в костюме прибегают к различным подкладкам в области плеч и живота, костюм обильно украшают причудливыми завитками орнамента. Мужской военный костюм этого периода также украшается бесчисленными бантами и кружевами. В моде господствует парик как яркий символ искусственности
Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощрённо изящными.
Для него характерно стремление к уходу от действительности в интимный мир грёз и любви.
Одежда стиля классицизм это конец XviiIв. В одежде характерны строгие линии, четкие пропорции, простота форм.
Длинные накидки и высокая талия исчезли из женской моды, вернулись легкие корсеты.
Стиль ампир XIX в. Освободил женское тело от корсета. Платье лёгкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры.
Эпоха дала начало движению за эмансипацию женщин, но акцент все еще делался на украшения и аксессуары. Мужская мода тяготела к большей строгости стиля, и новые методы изготовления одежды быстро распространялись.
Романтизм Xixв. В платье вновь появляется кринолин – бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается
Стиль модерн это конец XIX- начало XXв. Характеризует стремительное изменение форм платья - от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса.
Далее, более подробно рассмотрим изменение одежды 20 века.
Женская мода 10-х годов 20 века под девизом «Долой корсеты! » Туалеты дамы были либо прямого силуэта, либо свободного, приближенного к овалу. В любом случае - корсетов под платьем больше нет! Более того, подолы слегка укоротились, и дамы имели возможность похвастаться ботинками на каблуках. В качестве аксессуара дамы носили сумку-саквояж, которые прекрасно сочетались с новым прямым силуэтом платьев.
Красавицы 20-х носят свободные платья и блузы с заниженной линией талии, часто подчеркнутой декоративным поясом. На ногах красавицы носили туфли-лодочки на устойчивом каблучке.
Мода 30-х время истинной леди. Тонкая, холодная леди с обесцвеченными волосами, выщипанными бровями, длинными закрученными ресницами и яркими ногтями. Свои светлые локоны она укладывает в так называемый «пергамент», наиболее популярная завивка того времени. Ее платья так же элегантны и женственны, как и она сама. Маделин Вионне ввела моду на вечерние драпированные платья, скроенные по косой, они соблазнительно обтягивают бедра и расширяются к низу. Плиссированные юбки и спортивные тапочки имеет в своем арсенале любая уважающая себя любительница танцев.
Мода военных 40-х. Героиня 40-х - это строгая, но очень элегантная дама. Основу ее гардероба составляют форменные платья и костюмы. Самый распространенный женский костюм: жакет приталенный, с жесткими небольшими подплечниками, прямой юбкой до колена. Экономия и только экономия: укороченные юбки, противогазные сумки на длинном ремне, пробковые танкетки - что поделаешь, кожа и ткань нужны армии. Про украшения можно вообще забыть, вместо них на шею повязывали платки или шарфы, шляпки очень маленькие и скромные, иногда головы повязывали шарфом.
Мода 50-х под девизом «женственность». Круглые плечи, тонкая талия, роскошный бюст, при этом средний рост - вот героиня 50-х. Одета она в платье или костюм с маленьким облегающим верхом, затянутой талией и широкой юбкой, длинной до середины икры. Чтобы придать фигуре воздушность, женщины надевали под платье многослойную нижнюю юбку из сетчатой ткани. На ногах туфли с ремешком на щиколотке. Очень популярны маленькие шляпки, маленькие сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.
Девушка-мечта 60-х: прическа - пышная стрижечка, чуть волнистые волосы. Макияж - акцент на глаза, знаменитые стрелки – «бананы», мода на веснушки. Одежда - в 60-е особенно актуальны платья, конечно же, супер - мини, раздельные верх и низ носят значительно меньше. Чистые формы, минимум отделки. Вся отделка лаконичная, чистых геометрических форм. Спорт и космос - девиз одежды середины 60-х. В конце 60-х приобрела актуальность эстетика культуры хиппи и соответствующая широкая цветастая одежда. Но мы говорим об образе середины 60-х годов, как о наиболее характерном и революционном.
Водолазка в 70-х стала настоящим хитом, не иметь ее в гардеробе было просто неприлично. Их носили все и всюду, мужчина ты или женщина, идешь на деловую встречу или свидание - этот свитерок твой козырь. Самая популярная длина юбки - середина икры, лучшая модель клеш. Не важно, брюки это или юбка. Но не слишком широко. Наиболее экстремальный вариант брюк - сверху обтягивающие, снизу солнце-клеш. А на хрупких ножках 'шузы' на платформе или на широком устойчивом каблуке. На плечи спускались чуть подкрученные локоны, на лбу - неизменная косая челка. Прекрасным дополнением был маленький беретик.
Мода 80-х «роскошь во всём». В моду входят обтягивающие платья, мини, легинсы, широкие декольте. В повседневной одежде преобладают платье-труба или юбка-труба, а также широкие брюки, клетчатые костюмы (пиджак, мини-юбка) , длинный свитер с плиссированной короткой юбкой. Бархат, трикотаж, батик, марлевка, лайкра - основные ткани ее нарядов. Главная тенденция восьмидесятых - большие плечи. Плечи подчеркивали в женщинах деловитость и самостоятельность. Обувь, это в основном туфли-лодочки с небольшим каблуком или без него. Стиль восьмидесятых весьма вульгарен, возможно, именно поэтому он многим и нравился.
Мода 90-х. В моде минимализм. Не трудно догадаться, что это джинсы, которые на два размера больше ее собственного, большой свитер или балахон. На изящные ножки она наденет огромные солдатские ботинки. Мятые футболки, свитера со швами наружу - очень привлекают молодую особу. В ее гардеробе можно встретить кожаные штаны, и даже кожаную майку.
Девушка третьего тысячелетия. Блузка на нашей моднице женственная, часто полупрозрачная, облегающая. Брюки и юбки девушка носит тоже очень женственные, обтягивающих форм, легких тканей. Юбки предпочитает средней длины, подчеркивающие красоту ног.