Психология Моды.
улице идет женщина, чей наряд сразу бросается в глаза: она - до малейшей детали - одета по самой последней моде. Она притягивает взгляды. И не только туалетом, но и сознанием своего совершенства. Вы восхитились? И напрасно!
Существует наука «психология одежды», в которой понятие «жертва моды» - не расхожее выражение, а клинический диагноз. По мнению психологов, человек, чей костюм слишком тщательно продуман, зачастую пытается скрыть неуверенность в себе и при помощи одежды доказать свою ценность. Есть и другая крайность, также продиктованная комплексом. «Когда женщина чувствует, что ее муж равнодушен к ней, она начинает одеваться кричаще и безвкусно». (Оскар Уайльд)
Люди самодостаточные, душевно уравновешенные, обычно одеваются довольно просто и умеренно интересуются новыми направлениями, не охотятся за известными марками. Они чувствуют себя вполне комфортно как в старых джинсах, так и в вечернем туалете (как правило, достаточно сдержанном.
Что же такое мода? Мода – это старая наша шапка. Или новое наше платье. Мода отражает и социальное и политическое и культурное состояние общества.
Трудно сказать, как она возникла. Некоторые исследователи говорят, что одежда появилась для того, чтобы защитить тело от холода. Сторонники «моральной» версии убеждены, что люди стали одеваться, так как стыдились наготы. Со всеми ними не согласны те, кто считает, что через одежду человек хотел подчеркнуть свой статус, и если бы не это стремление, люди бы разгуливали по улицам обнаженными. Но самую интересную версию выдвигают те, кто говорит, что в одежде и ее изменениях выразилось стремление человека к творчеству.
Разные эпохи по-разному видели человеческое тело. В некоторые времена женщине, чтобы быть красивой, нужно было иметь отверстие в губах, килограмм металла в ушах, либо быть закованной в большой воротник-ошейник. А первый пещерный модник украшал себя красной глиной и перьями. Мужское тщеславие имело тогда такую же силу, как и спустя тысячелетия. Ведь от пещер и до начала 20 –го века привилегия на моду принадлежала мужчинам. С серьезными перепадами в настроении, правда.
Жить в Древней Греции значило не иметь на себе одежды, в средние века значило не иметь тела; жить сегодня – значит не иметь души. (Оскар Уайльд)
Для древних греков человеческое тело не было «грешным сосудом», они любили красоту и их одежда согласовывалась с телом и его движениями. Основу одежды составлял прямоугольный кусок материи. О моде римлян известно больше. Сначала стиль их жизни также был прост, но после I Пунической войны покоренные земли начали доставлять в Рим золото, драгоценности, ткани и благовонные масла. Богатство росло, и редко кто довольствовался только одной туникой, многие имели по три.
Путь к красоте был тернист и труден. Красный цвет для губ получали из винной закваски, а пудру замешивали на ядовитом окисле олова.
Персы носили по два полотнища – верхнее покороче, нижнее длинное. Вавилоняне и ассирийцы дошли до рубашки, у которой уже были рукава. Но поскольку большую часть времени они проводили верхом, одежда в виде юбок была непрактична. Их застегивали всевозможными способами, пока на белый свет не появились брюки. Византийская культура заменила твердые несминаемые ткани легкими и, значительно улучшив брюки, сделала их мужской одеждой. В середине XIV века в Европе начинается «платяная революция». Мужской и женский костюм принимаются дрейфовать друг от друга. Но средневековье не было благосклонно к моде. Много благородных людей сгорели на костре только за то, что носили дорогую одежду и золотые украшения, которые были привилегией церкви.
С момента грехопадения Адама у людей всегда существовали твердые представления о том, как именно человек должен одеваться. Но означает ли это, что феномен моды возник одновременно с феноменом культуры? Ни в коем случае. В Древнем Египте, например, один и тот же покрой одежды (общий для обоих полов) не менялся полторы тысячи лет.
Но и в давние эпохи случалось, что концепция одежды сменялась моментально, например, в результате завоевания. Однако все это нельзя назвать сменой моды: ведь не существовало людей, которые бы выдумывали одежду. Они появились лишь в эпоху Ренессанса.
В XVI веке одежда начала увеличиваться, приобретать величественный вид. И люди осознают новое явление: одежда меняется быстрее, чем снашивается. Тогда-то возникает само слово «мода», причем в крайне пренебрежительном смысле: над ней издеваются, сетуют на ее непрактичность и бессмысленную переменчивость. Но переворот уже свершился: на смену канону пришла мода, ориентирующаяся на «новизну». Однако и в эту эпоху новые идеи принадлежат ее заказчикам, портной же остается лишь исполнителем чужой воли.
Лишь в XIX веке портной перехватывает инициативу у заказчика. Осенью 1857 года англичанин Чарльз-Фредерик Уорт открывает в Париже первый в истории одежный салон, в котором сочетаются черты ателье, магазина и своеобразного театра.
Именно с этого времени женщина отняла у мужчины статус главного потребителя моды.
Развитие одежды с конца XIX века представляет отдельную главу в психологии. Вначале в салонах царствовал Пуаре. В его пламенных восточных эскизах проявлялись модернистская гибкость и драматизм. Почти полвека угадывала желания женщин легендарная мадам Шанель. В 20-е годы она одевала их в обыкновенные серые, черные и бежевые платья-рубашки, украшала фальшивыми драгоценностями, разрешала им носить платья из ситца, которые до этого носили лишь служанки.
Время безумно рвалось вперед. Бразилец Сантос-Дюмон облетел Эйфелеву башню на собственном самолете. Метро заменило конку. На французских предприятиях бастовали 300 тысяч человек. Нищие гнили в подвалах. Этим людям было безразлично, что мода вошла в свой славный XX век.
В 30-е годы на арене «высокой моды» скрестили шпаги мадам Вионе и мадам Скиапарели. Первая из них пропагандировала крой платья по диагонали, вторая ввела квадратные плечи, которые в течние 15 лет считались обязательным элементом в одежде. Лишь Кристиан Диор отказался от них и этим вызвал настоящую революцию в моде. В 1943 г. был издан закон, по которому модельеры получили равные права с деятелями литературы и искусства. После Второй мировой войны многое изменилось. Мода вышла из салонов и поселилась во всех слоях общества.
Все есть в моде: и серьезный роман, и кровавые драмы и комические фарсы. Не приходится удивляться тому, что многие психологи пытались как-то объяснить это явление.
«Грамматика» одежды – это трудный вопрос, которому нужен психолог, хорошо знающий структуральную лингвистику и историю одежды. Одной из трудностей является ошеломляющее изобилие не только языков моды, но и местных жаргонов. Но все же есть серьезные открытия. Так, более семидесяти лет назад, Флюгель в книге «Психология одежды» утверждал, что центр интереса постепенно движется от одной части тела к другой. Костюм эпохи Ренессанса подчеркивал нижнюю часть тела, ампир – высокую талию, а для костюма ХХ века требовались длинные ноги. А позже Элисон Джорисхейм, один из лучших знатоков психологии костюма, в книге «Мода и действительность» отметил, что мода движется между яркими и нейтральными цветами. Если яркие цвета считаются модными, то пастельные выглядят неприглядными и старомодными; если предпочтительней приглушенные краски, то яркие выглядят кричащими.
Кроме того, одежда не рождается в вакууме, а связана с определенными условиями. Фраза «пора бы заканчивать это нудное дело» и костюм светло-кофейного цвета будут уместны на деловом совещании, но на похоронах или на пикнике они вызвали бы совершенно другую реакцию.
За каждым стилем можно разглядеть, считают психологи, определенный тип самосознания.
Классический стиль. Его основа - умеренность и традиционность в сочетании с модными веяниями без крайностей.
Спортивный стиль. Крупные функционеры, банкиры и прочие, чей стиль всегда был «костюм-галстук», вдруг пустились сметать с прилавков кроссовки, спортивную одежду, заплечные рюкзачки или сумки с ремнем через плечо. Поворот к видимой простоте имеет под собой, по мнению психологов, стремление обеспеченных слоев «сравняться с неимущими».
«Бомж». Стиль «поношенной вещи» задал задачку дизайнерам! Они вырезают, обрезают, распарывают, замачивают в хлорке, мнут, продуманно сажают пятна и заплатки - и все только потому, что «поношенный» стиль вошел в моду. Драные пуловеры, платья, расползающиеся по швам, поношенные джинсы занимают стеллажи в магазинах ведущих модельеров и рядовых бутиков. Это вызов элегантности, это бой шику, дорогим утонченным тканям и безукоризненным швам. Тем не менее вся эта грубая «старая» одежда по ценам превосходит все мыслимые пределы. Некоторые модели у Levi’s стоят больше 6 тысяч долларов!
Психологи, однако, полагают, что взятый на вооружение буржуазией стиль «шикарной помойки» говорит о ее самоуничижении и может даже трактоваться как просьба о прощении за грехи - аналогично рубищам средневековых монахов.
Экзотический (этнический) – стиль. Индусские, китайские, арабские и прочие мотивы для одних могут оказаться всего лишь модной деталью, а для других стать завершенным стилем. Подобный выбор, с точки зрения психологов, свидетельствует о жажде путешествий, мысленном побеге в экзотические страны, где все не так серо, как вокруг.
«Милитари». Цвет хаки, камуфляжный рисунок, детали, присущие военной одежде, высокие тяжелые ботинки - некоторых женщин такой стиль весьма привлекает. Не нужно быть психологом, чтобы понять, что за этим стоит уход от женственности, желание утвердиться в таких мужских качествах, как решительность и сила.
Деревенский стиль. Цветастая юбка, свободная блуза, украшенная вышивкой, кружевом или мережкой, обувь без каблука, простые бусы, соломенная шляпка - это атрибуты натурального стиля. Для него характерны простые, природные ткани, простодушные, незамысловатые рисунки. Этот стиль может быть признаком ностальгии по сельской жизни или свидетельствовать об экологических убеждениях.
«Фатальная женщина». Этот стиль вечен: туфли на высоком каблуке, юбка с разрезом, глубокое декольте. Рискованно выходя за пределы умеренности, женщина-соблазнительница утверждается как объект мужского вожделения. Тут, скорее, можно говорить о том, что женщина не видит в себе других достоинств, которые могли бы привлечь к ней внимание мужчин.
А еще каждой женщине хочется быть стройной. И если ее фигура отличается от стана березки, она стремится втиснуть себя в узкую одежду. Это приводит к тому, что модой все чаще занимаются врачи.
О последствиях предупреждает журнал «Центранблат фюр ортопеди»: «Облегающая одежда ограничивает подвижность тазобедренных суставов настолько, что постоянное ношение джинсов ведет к растяжению суставной капсулы. Более того, тесные брюки вызывают особенную походку, это приводит к перегрузке спинных позвонков. Что ведет к неподвижности талии».
Шея мужчины чувствует себя неудобно, если галстук сильно затянут. Сдавливание сонных артерий ухудшает снабжение мозга кровью. Известны случаи, когда слишком узкие воротники становились причиной ослабления внимания и нарушения памяти.
Боль в голове, боль в спине, плечах – это комплекс симптомов новой болезни, которую доктор Майкл ван Стрейтен определил как «болезнь сумки с длинной ручкой». «Долгие месяцы я не мог объяснить, почему страдают эти молодые женщины, которые приходят ко мне лечить суставы, – заявил он. – Однажды я наблюдал положение тела одной девушки, ожидающей поезда в метро, и меня осенила мысль: виновата перекинутая через плечо сумка с длинной ручкой, которая заставляет одно плечо находится ниже другого, что нарушает равновесие и приводит к искривлению позвоночника». Вопреки всем требованиям эмансипации, продолжает врач, многие женщины остаются рабынями моды. А надо бы не подчиняться так слепо.
Булимия, анорексия, аллергия на компоненты кремов, на пыль, мания шопинга, стремление к болезненной ежедневной эпиляции – вот далеко не полный перечень психологических проблем хрупких городских женщин, которых объединяет одно – они модницы. Теперь этот список пополнился новой болезнью, которую психологи нарекли танорексией.
Загар – это модно! Посмотрите на моделей, ну, разве хоть одна из них позволит себе быть бледной? Солярий зрительно делает фигуру более стройной, что придает уверенности в себе. Загорелые люди выглядят более отдохнувшими, свежими, чем бледные. И действительно, в некоторых случаях солярий придает не только уверенности в себе, но и здоровье. Под действием ультрафиолета активизируется образование витамина D, укрепляющего кости и мышцы. УФ-лучи ускоряют обмен веществ, кровообращение и помогают бороться с простудами, вот почему врачи зимой даже советуют посещать солярий.
Но - танорексия (от английского tan – загар) – это навязчивая потребность быть загорелыми. Оказывается, любовь к соляриям и автозагарам может стать неадекватной. Девушки, которые пребывают в солярии дольше 10 минут и чаще двух раз в неделю, страдают танорексией. Больше всего танорексии подвержены представительницы женского пола от 14 до 25 лет, для которых последствия чрезмерного увлечения искусственным солнцем могут быть самыми плачевными. Самое страшное, когда любовь к модной забаве превращается в навязчивую идею, и тебе уже просто страшно показаться на людях незагорелой.
Ухоженность не должна становится маской, скрывающей комплексы. Пряча неуверенность за дорогой одеждой, идеальным макияжем и шоколадным загаром мы не становимся счастливее.
Мода – непостоянна, ведь в ее основе лежит вечное стремление человека к новому. Мода чувствительна к малейшим изменениям, на нее может повлиять все что угодно: прекрасное музыкальное произведение, открытие диковинного острова, достижение науки и техники. Внимательному наблюдателю мода расскажет о настроениях, царящих в тот или иной период времени больше, чем исторический документ. С первых шагов мода способствовала развитию промышленности. Отражала свое время и образ жизни людей своей эпохи. Влияла на нравы, на поведение, хотя при этом оставалась как бы в стороне — люди сами попадали в ее сети, и притом не без восторга и радости. Она заставляла людей больше думать о внешней красоте, престижности и забывать о духовных ценностях, что русский историк Щербатов назвал «повреждением нравов». И это только часть «вины» и «заслуг», которые несет мода.
Ведь понятие «мода» относится не только одежде. Оно гораздо шире и применимо к манере поведения, речи, интерьерам, выбору отдыха, искусству, и даже к образу мыслей.