Ведьмовской словарь. Блуд - мистическое существо, заставляющее человека заблудиться, заманивающее его в опасные места (трясину, чащу леса, овраги.
Предстает в обликах прохожего, подсказывающего дорогу, летящей впереди птички, мерцающего вдали огонька. Блуд может "Водить" человека и в малом пространстве - вокруг стога, по родному селу и даже … на собственной печи, не давая узнать хорошо знакомые места
. Для спасения от блуда есть несколько способов: 1) знать день и час своего рождения и крещения, 2) припомнить, на какой день недели пришелся свят вечер, что елось на риздвяну вечерю и своего соседа справа во время церковного причастия, 3 для не слишком соблюдающих обряды - нагнуться, поглядев себе между ног, - прячущие дорогу чары блуда ничего не смогут поделать с такой "Точкой Зрения". На мальчиков, родившихся в семье первыми (первенцев), чары блуда не действуют.
Ведьма - женщина, реже - мужчина (ведьмак), с колдовскими (чаклунскими) способностями. Наднепрянские ведьмы, издавна живущие на землях вдоль р. Днепр, отличаются своеобразными методами колдовства, позволяющими управлять людьми, нелюдью, нежитью, а также животными и явлениями природы. Среди ведьм рожденные и робленные встречаются. Рожденная ведьма может 1) унаследовать дар (обычно по женской линии), 2) перенять его от ведьмы, не имеющей собственных детей, 3) родиться в семье, где есть 7 дочерей и нет ни одного сына, - тогда одна из сестер обязательно становится ведьмой. Робленные ведьмы не имеют природного дара, а получают способность к колдовству, пойдя в учение к рожденной ведьме, ведьмаку или самому черту. Рожденные могут по желанию творить добро или зло, а также взять свои чары обратно. Робленные ведьмы творят только зло, даже если их не заставляет рожденная учительница. Поэтому у не желающих зла рожденных ведьм нет учениц.
Велет (волот) - 1) человек гигантского роста, который "по Лесу шел как по Траве, Переступал Горы и Долины, а Головой Подпирал Черные Тучи" (галицкие легенды. Земля не могла прокормить велетов, а потому они вымерли, как динозавры; 2) иногда велетами называют големов.
Вовкулак (вовкулака) - он же вовкун или вовколаба. Волк - оборотень. См. Также оборотень.
Вырица - старая ведьма. Не следует представлять ее себе сморщенной старой каргой, для наднепрянских ведьм считалось неприличным плохо выглядеть. Обычно Вырица - симпатичная полная румяная тетка средних лет.
Мы голем - человекоподобное существо, искусственно созданное из глины, металла, дерева и т. д. и оживленное специальными заклятьями. Первый голем (в переводе с иврита - "Бесформенная Мертвая Глыба") создан в Испании шльомой Бен Юда габиролем (1021-1055) для выполнения домашней работы. Известны также пражский голем (Чехия) и Холмский голем (Украина. Истории про големов всегда заканчивались одинаково - чудовище переставало повиноваться и начинало уничтожать все вокруг, после чего хозяин снимал с него чары оживления, снова превращая в мертвую глыбу. Единственный описанный случай превращения итальянского деревянного голема в настоящего мальчика (пиноккио, он же Буратино) представляется сомнительным.
Домовые (домовики) - помогают хозяевам в работе, стерегут имущество, дают советы, сохраняют мир в семье и следят за соблюдением обычаев. Лишь в том случае, если домовик недоволен хозяевами, то может во сне защипать до синяков и даже слегка придушить. Любят молоко и сахар, не выносят соли.
Заговоренные клады - клады, охраняемые заклятьем, убивающим каждого, кому этот клад не принадлежит. Такие заклятья имеют количественные ограничения на три, на пять, у самых сильных колдунов - на семь смертных голов, т. е. охранное заклятье убивает троих, пятерых, семерых желающих завладеть кладом, после чего истощается. Более надежный способ защитить клад - приставить к нему охранника, заклятого воина, который рядом с кладом не старится и не умирает. Освободить от этой службы может 1) вернувшийся за сокровищем хозяин клада, 2 раз в сто лет охранник имеет право подниматься на поверхность и искать заместителя, который согласиться вместо него уйти под землю.
Здухач - человек, способный во сне выходить из своего тела, вступая в бой с нечистью. Стороннему наблюдателю сражающийся здухач вертящимся смерчем кажется. Внимание! Только в том случае, если покинутое здухачом тело переместить с того места, где оно было оставлено, здухач не сможет вернуться. Потерявший тело здухач истаивает, а лишенное души тело остается в вечном сне.
Кот ведьмы - помощник, партнер, возможно, дополнительный источник силы. Он не обязательно черный - у разных ведьм могут быть разные коты. В течение жизни ведьма заводит всего одного кота, все ведьмовские коты - долгожители. Как ведьмы используют котов - неизвестно. Возможно, это коты используют ведьм. Хотите знать точно - спросите у ведьм или у котов.
Мавки - живут в лесах и горных пещерах. Когда сходит снег, бегают по лесам и долинам, сажая полевые и горные цветы. Любят слушать, как пастухи играют на свирелях, иногда просят парней танцевать с ними, но всегда отпускают, не причинив вреда. Одна беда: отличить безобидную мавку от совсем иного существа - нявки - удается только после того, как нявка вопьется жертве в горло мгновенно выросшими клыками.
Нички - крохотные существа с головой не больше наперстка и телом тоненьким, как соломинка. Ходят без одежды и обуви, быстро бегают, никогда не старятся. Живут в сельских хатах за печкой, больше всего любят прясть. Хозяйки тщательно прячут от них кудель, иначе нички ее за ночь "Выпрядут" (т. е. спрядут в свои, только для них подходящие нити.
Оборотень - человек, наделенный способностью превращаться в животное. В наднепрянских землях наиболее распространено превращение в волков и птиц (воронов, соколов и т. д. . оборотни бывают врожденные, когда способность к оборотничеству передается по наследству или возникает при рождении (если женщина во время беременности увидит волка или съест мясо разорванного волком животного); и зачарованные, когда ведьма превращает человека в волка или птицу, завязав ему на шее заклятый шнурок. В отличие от западноевропейских "Коллег" ни врожденные, ни зачарованные наднепрянские оборотни не теряют человеческого разума. От укуса/клевка оборотня человек в оборотня не превращается.
Опыряки (опыри) - люди, имеющие две души, из которых одна после смерти остается на земле, превращаясь в опыря, и может ходить целых семь лет, губя людей.
Песиглавцы (псоглавцы, песиголовцы) - существа с человеческим телом и собачьей головой, с одним глазом посередине лба. Людоеды. Ловили людей и откармливали их орехами. Когда хотели проверить, достаточно ли человек откормлен, кусали его в мизинец левой руки. Таким образом, если кровь не текла, значит, человек уже вполне в их вкусе и его пора есть.
Пилип з конопель - "Выскочить, как Пилип з Конопель" - старое выражение, до сих пор существующее в украинском языке. Оно обозначает человека, встревающего без всякого представления о сущности дела или делающего что-то без раздумий и подготовки. Предположительно, происходит от некоего польского пана Филиппа из конопи (сандомирский край), который явился на сейм и, ничего не зная об обсуждаемом вопросе, выступил с на редкость глупой речью (а. Мицкевич "Пан Тадеуш", песня 5. в результате стал посмешищем не только для равных, но и для собственных холопов. Легенды рассказывают также, что гордый пан, желая отомстить за насмешки, оборотился нечистью. Но поскольку человеком был, в сущности, добродушным, нечисть из него вышла не злобная, а мелкая и шкодливая. Пилип поселился на конопляных полях и принялся попугивать крестьян, а особенно - крестьянок.
Покутник - мертвец, получивший возможность после смерти добрым делом искупить совершенный при жизни грех.
Риздвяна вечеря - праздничный, освященный церковью ужин в свят вечер (вечер перед рождеством. Блюда риздвяной вечери приносят счастье в дом, а также защищают от всякого зла. Для выявления и разрушения враждебных чар используются.
Робленная ведьма - см. Ведьма.
Рожденная ведьма - см. Ведьма.
Русалки - утонувшие или утопленные девочки. Могут принимать облик маленькой девочки, взрослой девушки, выдры, жабы и крысы. Подманивают людей песнями, парней щекочут до смерти, девушек топят, тоже превращая в русалок. Делятся на именных, успевших при жизни получить от матери имя, и безыменных, утонувших без имени. Безыменные русалки не имеют волос и считаются русалками "Второго Сорта". Наибольшей силой русалки обладают на Ивана Купалу и в мае - до первого майского грома.
Рушник - полотенце с вышивкой. Вышитые по краю рушника символы (солнца, земли, воды и т. д. ) могут защитить дом от зла, отвратить болезни, принести достаток. Специальные рушники вышиваются на значимые события - рождение, свадьбы или просто на здоровье и удачу. Бывают рушники с черной вышивкой - в память об угнанных в татарскую неволю. Рушники в "Красный Угол" над иконами вешаются. Для защиты от зла самого человека соответствующими символами вышивают нательные сорочки - вышиванки. Рушники используются в различных видах колдовства - обычно довольно безобидного. А вот завладев вышитой сорочкой человека, ему можно причинить очень серьезный вред.
Сварог - предположительно бог неба и света, отец солнца и огня (т. е. солнце и огонь являются братьями - сварожичами.
Симаргл (он же симургл, симуран, переплут, великий хорт) - выглядит как огромный крылатый пес. Единственное существо, способное свободно перемещаться по мировому древу из нижнего мира (от корней) - в средний мир людей (по стволу) - и оттуда в крону (обитель божеств. Предположительно, сын богини мокоши, покровитель природы, зверей и растений.
Табити - змееногая (она же змей - девица) - полуженщина - полузмея, одно из верховных божеств народа скифов, богиня - прародительница (см. Таргитай), считалась богиней домашнего очага и огня.
Таргитай - скифское имя древнегреческого героя Геракла. Считается предком скифов. Возвращаясь со стадами гипериона в Элладу, таргитай заночевал в гилее, лесной стране (предположительно, на о -ве хортица. Стадо было похищено богиней табити - змееногой, которая отпустила героя только после того, как ею были зачаты от него трое сыновей - арпоксай, колаксай и липоксай (по другой версии - агафирс, Гелон и скиф), ставшие прародителями народа скифов.
Терлич - зелье - пока терлич - зелье кипит на огне, ведьма заставит любого человек летать, даже против его воли. Опуститься на землю такой человек сможет только по приказу самой ведьмы или когда зелье полностью выкипит. В старину жителям наднепрянских деревень случалось провожать глазами жалобно причитающих мужиков, неторопливо пролетающих над соломенными стрехами хат. А нечего было злить местную ведьму!
Хладное железо - т. е. вещи, созданные из железа, желательно - кованые. Обладают собственной магической силой, поскольку вбирают в себя все четыре стихии (огонь, воду, землю и воздух) и пятую - частицу души человека, их создавшего. Не подвержены чарам, кроме тех, что построены на крови. Вероятно, потому, что в крови тоже содержится железо.
Характерники - "Военные" колдуны. Как правило - казаки войска запорожского. Могли применять колдовство как в мирных, так и в военных целях (накладывание скрывающих мороков на разведотряды, использование животных как лазутчиков, "Открывание Путей" для перемещения войска на территорию противника и т. д..
Хорт - крупный чистопородный борзой пес, способный охотиться на матерого зверя, в том числе на волка. Языческий бог симаргл изображался как огромный крылатый хорт и также звался хортом.
Хортица - 1) крупная чистопородная борзая, 2 остров на Днепре, одно из самых сильных магических мест в славянском мире. Известен древним храмом под открытым небом, гибелью на этом острове князя Святослава, сына княгини Ольги (972 г. ), пребыванием там запорожского казацкого войска, изобилием древних кладов. Но большее значение имеет то, что знают об этом острове немногие, - именно на нем находится точка соприкосновения нашего мира и некоего иного, из которого к нам порой просачиваются разумные змеи. В змиевой пещере на хортице встретились представительница рода змеев - табити - змееногая - и людей - великий герой Геракл (таргитай), от каковой встречи произошел народ скифов. На Хортице издревле появлялись гигантские летающие змеи. Именно поэтому на острове скрытно, но постоянно стоит богатырская застава, не допускающая проникновения змеев в наш мир.
Чаклун - колдун, соответственно, чаклувать - колдовать.
Ярчук (пес - ярчук) - пес, способный почуять, отыскать ведьму и с ней сразиться. Не надо думать, что все ярчуки - злобные чудовища. В старину пес - ярчук не раз становился спасением для целых деревень, вынюхав прячущуюся среди людей злую ведьму. Ярчуком рождается только девятый щенок в помете у собаки, которая сама была девятым щенком в помете своей матери. Поэтому ярчуки - огромная редкость.
Ярытница - молодая ведьма. Обычно выглядела значительно привлекательнее остальных деревенских девушек (ведьмы еще в давние времена умели делать макияж и пользовались косметическими процедурами.
Подробнее читайте о вечернем макияже глаз здесь http://makiyazhglaz.com/vidy-makiyazha-glaz/vecherniy-makiyazh-glaz