Внешность человека, является единственным качеством личности, проявляющим себя в физической, материальной форме и, несомненно, постоянно принадлежащим индивидууму.
Если все прочие составляющие качества личности, возможно представить себе лишь умозрительно, то тело, лицо, можно увидеть глазами, прикоснуться, потрогать.
Поэтому работа с внешностью, трансформация ее, может оказывать значимое по своей глубине, воздействие на психику человека. От этого отталкивается идея лечебного грима, или бодиарттерапии.
На наш взгляд, объем, и значимость зеркальной составляющей в строении Я-концепции личности занимают гораздо больше места, чем простое упоминание о внешности, как лишь об одном из когнитивных компонентов.
Бодиарт и бодиарттерапию, изобрели люди еще в давние времена.
Во время празднеств, обрядов, в различных племенах, было принято раскрашивать лица и тела. Таким образом усиливался и реализовался хепенинг, или первопраздник, выполняющий катартическую роль в обществах. В сегодняшнем мире мы можем наблюдать подобное во время карнавальных шествий, вечеринок бодиарт и других мероприятий.
Однако, во многом нарисованные на теле маски и рисунки, выполняли практические функции.
На охоте, войне, использовались определенные цветовые сочетания и символические рисунки, призванные придать храбрости воинам или охотникам, защитить от злых духов и призвать необходимые качества в делах подобного рода.
В романе Войнич «Прерванная дружба», Овод отправляется в племя индейцев, предварительно раскрасив лицо, чтобы приняли его за своего. После, он рассказывает, как помогла ему маска - он зеленел от страха, но никто этого не мог заметить. Маска защищала его. Это, конечно, частный случай, но здесь можно вспомнить функции женского макияжа, являющегося своего рода маской.
Женщина отправляется в парикмахерскую, чтобы изменить что-то в своем облике, в своей жизни. Меняет прическу, макияж и желает выйти оттуда обновленной и привлекательной.
Актеры в театре, гримируясь перед спектаклем, осуществляют вхождение в образ (смена маски.
В начале 20 века бодиарт снова начал завоевывать популярность, теперь уже в "цивилизованном" обществе.
В терапевтических целях бодиарт в виде лечебного, в начале макияжного, грима, впервые начал использоваться в Институте Маскотерапии, как вспомогательная техника, в дополнение к скульптурному портретированию. Затем, объединившись с интервью "О зеркальных переживаниях", получил дальнейшее развитие в самостоятельную методику.
Изменения в состоянии в процессе бодиарттерапии.
Физиологические параметры (роль массажа лица перед зеркалом, визуальный контакт (изменение привычной формы, пластики лица, цветового наполнения) , тактильный контакт: исчезновение, появление болей, сенсорных ощущений, изменение ЧСС, ЧДД, напряжения, расслабления в теле, отдельных группах мышц.
Эмоциональный фон. Изменение привычной позы.
1я фаза гипноза, повышение внушаемости.
Эффект последействия. Снижение концентрации внимания на внешних объектах, состояние «обращенности к себе», расслабленность, спокойствие, иногда активизация.
Диагностика.
Интервью «Зеркальные переживания». Выявление проблематики.
Можно условно выделить три основные категории взаимоотношений с зеркальным двойником:
1) категорический отказ смотреть на себя в зеркало;
Пациент Илья Ф. отказывается смотреть на себя в зеркало как во время работы над автопортретом, так и во время сеансов бодиарттерапии; даже согласившись отвечать на вопросы интервью, он отворачивается от зеркала, закрывает лицо руками, зажмуривает глаза.
2) «функциональное» использование зеркала (по необходимости: при ответах на вопросы пациент смотрит в зеркало, затем снова оборачивается к интервьюеру; проходя мимо зеркала, бросает в него короткий взгляд, чтобы поправить одежду или прическу;
3) симптом фиксированности на свое зеркальном образе, постоянное рассматривание своего отражения;
Пациентка Наталья Л. отвечая на вопросы интервью почти неотрывно смотрится в зеркало, общается со своим зеркальным двойником и вербально, и мимически; при этом контакты с окружающими затруднены.
Виды зеркальных нарушений:
1) недифференцированность восприятия: неспособность дать детальное описание черт своей внешности;
2) оскудненное, формальное описание отдельных черт лица и фигуры;
3) негативная фиксация на деталях (монотематическая или политематическая) при отсутствии искажений в описании в целом;
4) выпадение общей картины лица при детальном описании отдельных черт;
5) внезапное «пропадание» отдельных черт лица;
6) игнорирование в описании реальных дефектов внешности.
Цели лечебного грима.
-Привлечение внимания к своему лицу, переключение внимания от обыденных дел на себя, повышение доступности в общении, изменение эмоционального фона, усиление процесса самоанализа, облегчение выявления действительно актуальных на данный момент вопросов, временная редукция продуктивной, негативной симптоматики, обогащение или выравнивание мимики.
-Грим в помощь портретированию.
-Грим в помощь автопортрету.
-Психодрама, ритмопластика, создание терапевтической атмосферы.
-Грим в сочетании с любыми другими техниками психотерапии. Цикл сеансов.
-Грим опекунам, параллельный грим.
-Как самостоятельная техника, направленная на принятие негативно воспринимаемых клиентом особенностей своей внешности.
Виды лечебного грима.
Макияжный грим (в помощь портрету, автопортрету (акцент на проблемных чертах) , 1 маска)
Грим-автопортрет (познание себя, образ себя (идеальный, негативный и пр. )
Пейзажный, грим-орнамент, радуга (изменение эмоционального фона, успокаивающий (мягкие линии, цвета) , активизирующий (более насыщенные краски (в частности, красный, желтый цвета) , резкие линии.
Прогрессирующий грим (постепенное насыщение или обеднение яркости цвета, в зависимости от реакции пациента, насыщение цветом используется для снятия сильного напряжения пациента)
Переакцентирующий грим (когда видит лицо в деталях и не может собрать его в целое, поэтапно лоб и глаза, середина лица, нижняя часть лица, по поводу каждой части подробный опрос с просьбой описать часть лица, изменение в соотношении черт, выразительности, мимики, после снятия как правило, лицо на время собирается)
Грим смерти-возрождения (стираем лицо, разрушение стереотипов восприятия внешности, стереотипов мышления; клиент не видит своего лица (качество) , сопротивление, ассоциации со смертью, со снятием маски происходит рождение обновленного образа.
Характерный грим (грим грустного, злого, веселого лица, чаще по просьбе пациента, этнографический грим)
Симметрия-асимметрия (симметрия – больше в помощь автопортрету, собирающая лицо, симметричная линия по овалу лица дает эффект ощущения защищенности; асимметрия – расширяет представление о лице, подчеркивая одинаковые детали по-разному, более мягкий вариант уйти от стереотипии восприятия, чем грим смерти-возрождения, правое-левое, противопоставление и взаимодействие сторон. Асимметрия наблюдается и без краски как в лице, так и в теле всегда, отношение к правой и левой стороне лица, как правило, различно)
Грим-портрет (наиболее сложная техника, во многом построена на интуитивном восприятии терапевтом человека, которому делается маска, однако, с учетом результатов зеркального интервью, образа личности, эмоционального фона, предпочтения клиентом цветовой гаммы; как правило – абстрактный рисунок, м. б. симметричным и асимметричным, никогда не задается заранее, рисунок складывается по мере продвижения сам, иногда клиент может принимать участие в создании маски (часто возникают трудности с той деталью лица, которая является проблемной для клиента. В результате возникает очень комфортное состояние, происходит отождествление маски со своим лицом (Это же я! Настоящий) , принятие своего лица, его красоты и неповторимости. Всматривание, открытость в диалоге, погружение во внутренний мир, свободные ассоциации, вербализация переживаний. Состояние «праздника встречи». Эта техника очень успешно используется при работе со здоровыми людьми.
Бодиарт-статуя, бюст, кистей рук. При дисморфофобических, сексуальных расстройствах, нарушениях в восприятии схемы тела.
Грим-автопортрет (познание себя, образ себя (идеальный, негативный и пр. ) , работа над текущим переживанием)
Техника бодиарттерапии зарекомендовала себя, как самая эффективная, при работе с жертвами ЧС в Каспийске и Норд-Ост. См. статью.
NB! Восприятие грима и реакция на маску может быть самой разной - от бури эмоций при нанесении обычного макияжного грима, до легкого изменеия состояния при нанесении яркой маски.
Поэтому, неподготовленным людям, не рекомендуется проводить такую работу с другими людьми, не пройдя обучение и практическую подготовку! Первый принцип - не навреди!
Цвета:
Белый – нейтрализующий, фоновый, стирающий бытие
Красный – стимулирующий, жизнеутверждающий
Розовый – нежность, безусловная любовь, гармонизирующий
Желтый – цвет солнца, тепла, духовности, оранж- радость
Зеленый – спокойствие, жизненное пространство
Синий – холодный, мрачноватый, суровый, рассудочный
Голубой – спокойствие, размышления, строгость
Фиолетовый – равновесие, мистика, волшебство, иррациональность
Черный – нейтрализующий, гасит эмоции
Терапевтический бодиарт может применяться не только при лечении психических расстройств, психозов и неврозов, но и как самостоятельная техника в следующих случаях:
Как техника личностного роста, самопознания, трансформации.
Быстрое и эфективное снятие стрессовых состояний.
Проработка тягостных эмоциональных состояний.
Работа с изменением образа, имиджа.
В сочетании с любой другой техникой психотерапии, для повышения ее эффективности.
Автор статьи Кюн С. А, с использованием материалов МИМ.
Перепечатка материалов возможна только со ссылкой на источник.