Первое - детская игрушка в виде фигурки человека.
Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом: куклы на нитях (марионетки) , тростевые (на тростях) , перчаточные (надетые на руку) , механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой) , теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты. Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.
Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.
В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.
Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.
Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.
Со второй половины Xvii века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины) , высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.
Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка». Но еще раньше, в конце Xvii века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.
Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т. е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XviiI век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была посвоему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, они фигуративны. Такие работы - плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. На изучение их свойств и возможностей использования под свою стилистику иногда тратится очень длительное время. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним. Современные технологии дали художникам-кукольникам материалы, удобные в работе и открывающие новые возможности. Это твердеющие на воздухе Эфаппласт, Глорпласт, ЛА Долл, Суперскалпи, Пуппен-Фимо, Премо.
У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».
Современная тенденция - очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает - ее можно научить говорить! Казалось бы, что может быть лучше: подарил малышке подобную «дочку» - и не нужно никакой собаки или кошки: ребенок сидит, играет и развивается. Но лично я не дала бы своим детям подобного робота. Зачем заменять настоящую игру электроникой?
В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. Хотя все они заказывали образцы в Институте игрушки, в готовой кукле уже нельзя было узнать образец. Вместо добродушных пупсов получались холодные и рациональные игрушки. Поэтому некоторые психологи считают, что поколение девочек 70-80 гг. так и не почувствовали себя в роли настоящих «мам».
«Растим фотомодель». так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби. На самом деле, Барби - удивительная кукла. Она была верным спутником не одного поколения девочек. И, кстати, кукла Барби - меньшая из «зол» современного рынка. Она хотя бы похожа не человека, а не на монстра! Хотя и воспитывает в ребенке потребителя. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена. Не оттого ли это, что в детстве они ассоциировали себя с любимой игрушкой?
Популярнее Барби сегодня только кукла Братц. Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица. Выглядит эта ультрапопулярная куколка чрезвычайно вызывающе - яркий макияж, непропорционально длинные ноги и большая голова, сексуальная одежда. Как вы думаете, с каким характером и какими наклонностями вырастет девочка, играющая с Братц?
Педагог-исследователь народной игрушки Галина Львовна Дайн отмечает, что в Советском Союзе в конце 1920-х гг. запрещается кукла. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушкой. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой!
Детализация кукол порой достигает предела. Так, например, появились так называемые Expression dolls. Лица этих кукол - яркое выражение определенных эмоций. Иногда чересчур утрированное. Они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Иногда имеют старательно прорисованные дефекты внешности - прыщи, серый или зеленоватый цвет лица, обвислые животы, мешки под глазами или старческие морщины. Неофициальное их название - «страшные куклы», поскольку часто они представляют собой весьма отталкивающее зрелище.